Китайский учёный заявляет о редактировании генома живого человека

Китайский учёный заявляет о редактировании генома живого человека 29.11.2018

В начале этого ноября в Китае родились первые генетически модифицированные дети. Вмешательство в их геном на стадии эмбриона сделало двойняшек Лулу и Нану невосприимчивыми к ВИЧ. Об этом заявил биолог Цзянькуй Хэ в этот понедельник, 26 ноября, а 28 ноября, выступая в Гонконге перед коллегами и прессой, сообщил, что вторая пара его испытуемых тоже ждет ребенка.

Результаты работы пока представлены исключительно в медиа — первая публикация о гм-детях принадлежит перу научного журналиста Антонио Регаладо из MIT Technology Review. Сразу же после этого интервью Хэ вышло в Associated Press, где он подтвердил, что в ходе его исследований действительно родились две девочки, Лулу и Нана, якобы невосприимчивые к ВИЧ в результате вмешательства в геном их эмбрионов, и выложил на Youtube пять видеороликов, в которых рассказывалось о его работе. Все это идет вразрез с научной практикой, когда о том или ином достижении ученые сообщают на страницах научных журналов с их обязательным рецензированием и публикацией дополнительной информации. По научной статье, как правило (хотя не всегда), можно понять, что, какими именно способами и с какими результатами было сделано, в то время как сейчас у нас есть лишь заявление отдельного ученого и сведения, добытые научными журналистами.

Уже в первые часы после интервью китайского ученого выяснилось, что руководство больницы, где, если верить китайскому реестру клинических исследований, проходила операция по редактированию человеческого генома и роды двух генетически модифицированных девочек, сенсацию не подтверждает. Южный университет науки и технологий в Шэньчжэне, место работы Цзянкуй Хэ, тоже «сделал удивленные глаза»: там заявили, что ученый официально находится в неоплачиваемом отпуске с февраля. А китайские власти в лице Национального комитета здравоохранения запустили официальное расследование вместе с Китайской академией наук. Иными словами, официально Китай «умывает руки» и дистанцируется от ученого, которого восемь лет назад вернул на родину из США в рамках специальной программы «Тысяча талантов».

Ученый утверждает, что внес изменения в ген, кодирующий CCR5 — белок, играющий ключевую роль в заражении клеток ВИЧ. Вирус проникает внутрь за счет взаимодействия с CCR5, молекулы которого покрывают человеческие лимфоциты, и если этих белковых молекул не будет, то попасть в клетку вирус просто не сможет. Человек с мутантным CCR5 практически неуязвим для ВИЧ — такие люди действительно существуют, но их доля очень невелика и практически равна нулю среди азиатов. В данном случае ген был «сломан» для того, чтобы к детям не перешел вирус ВИЧ, который был обнаружен у их родителей. Так что причина такого серьезного вмешательства представляется серьезной. Однако пока нет убедительных доказательств, что Хэ действительно сделал то, о чем говорит, а если и сделал, то результат будет именно таким, как он ожидает.

Вернуться в список

Отзывы:

Выберите удобную для вас форму комментариев:

Комментариев еще нет

Чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться

Уважаемые пользователи туристического портала о Китае — VISITCHINA.RU — в комментариях запрещено размещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, нецензурные оскорбления в адрес кого-либо, способствующих разжиганию религиозной, расовой и национальной розни, призывающих к экстремистской деятельности. Все подобные сообщения будут удаляться администрацией сайта. Будьте взаимно вежливы и уважайте мнение друг друга. Спасибо за понимание.