Морское ополчение Китая

Морское ополчение Китая 08.04.2015
Как КНР планирует вести «народную войну на море»? Об этом — в переводе статьи The Wall Street Journal, подготовленном «Лентой.ру».

В территориальных спорах с соседями Китай прибегает порой к необычным методам. Например, власти КНР создают искусственные острова, чтобы с их помощью усилить контроль над оспариваемыми территориями. А еще в распоряжении Пекина есть такое средство как морское ополчение — флотилия, состоящая из рыболовецких судов. В мирное время участники ополчения занимаются своим обычным промыслом, но в случае конфликта с другим государством готовы прийти на помощь военным. Причем перед регулярными военно-морскими силами у ополчения есть важное преимущество: не всякий противник решится открыть огонь по формально гражданским судам.

На днях Филиппины объявили, что возобновляют строительные работы на островах в спорных районах Южно-Китайского моря в ответ на аналогичные действия КНР. Таким образом Манила вступила в состязание, шансов на победу в котором у нее практически нет. Если судить по спутниковым снимкам, опубликованным в феврале, Китай развернул беспрецедентную программу по созданию новых островов и наращиванию территории старых (включая искусственный остров размером почти 63 тысячи квадратных метров всего в 200 милях от Филиппин, на котором расположены цементный завод и вертолетная площадка). Проект направлен на усиление контроля КНР над большей частью акватории Южно-Китайского моря.

Территориальные амбиции Пекина в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях не являются секретом. Гораздо меньше известно об одном из инструментов, с помощью которых он планирует реализовать эти амбиции: о морском ополчении. Китай наряду с Вьетнамом — одна из немногих стран, где существует морское ополчение. Как правило, оно комплектуется из рыболовецких судов и выполняет множество функций — от работы в качестве сил быстрого реагирования в чрезвычайных ситуациях, способных снять севшее на мель судно, до более серьезных и амбициозных задач, включая высадку десанта на острова и провозглашение суверенитета страны над ними. Моряки, сохраняя за собой рабочие места в крупных гражданских судовых компаниях и рыболовных кооперативах, являются в то же время членами организаций под эгидой ВС, которые проводят с ними занятия по военной и политической подготовке, а в случае необходимости мобилизуют на защиту интересов Китая.

Морское ополчение, сформированное еще в первые годы существования КНР, опирается на крупнейший в мире рыболовный флот. В последние годы его возможности существенно выросли, и он способен выполнять широкий спектр задач: от поставок строительных материалов до сбора разведданных. Наиболее способные экипажи проходят специальную подготовку, позволяющую им в случае необходимости вступать в бой с вражескими кораблями и вести «народную войну на море» с использованием морских мин и ракет ПВО. Сейчас бойцы морского ополчения действуют как передовой отряд, отстаивая интересы Пекина в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях.

За пределами КНР о морском ополчении известно немного, но из общедоступных китайских источников вполне можно добыть ценную информацию. Самый сложный вопрос, касающийся морской милиции Китая, — кто ее контролирует. Ежедневные тренировки проводятся многочисленными органами вооруженных сил, действующими в прибрежных городах и провинциях Китая под надзором вышестоящих органов окружного подчинения. Дальше цепочку проследить сложнее — в силу того, что ополчение исполняет разные функции и, соответственно, его участники находятся в прямом подчинении различных ведомств.

В последнее время были предприняты определенные усилия по уменьшению размеров отдельных отрядов морского ополчения и введению более жесткой специализации. Некоторые подразделения сконцентрированы на оказании поддержки военным и береговой охране. Одно из них — заслуженный батальон морского ополчения уезда Юйхуань провинции Чжэцзян, снабжающий отряды боевых кораблей топливом и боеприпасами. Другие подразделения выполняют вспомогательные функции, участвуя в разведке, обеспечивая охрану акваторий и важных объектов, организуя радиоигры и глуша вражеские передатчики, помогая в случае необходимости перебрасывать дополнительные грузы, проводить ремонтные работы и эвакуацию пострадавших при ЧП. К примеру, лишь за прошлый год одна только рота морского ополчения Тайчжоу, специализирующаяся на срочных действиях в случае чрезвычайных ситуаций, провела 136 поисковых и спасательных операций. На ее счету — 18 спасенных судов и 286 человек. Во время совместных учений ВМС, береговой охраны и ополчения в Тонкинском заливе в августе 2014 года рыболовецкие суда вели разведку и перехватывали корабли условного противника, пытавшиеся прорваться к буровой платформе, которую они защищали.

Морские ополченцы также помогают поддерживать китайское присутствие в районах территориальных конфликтов или высаживаются на спорные острова, координируя свои действия с политическими и дипломатическими акциями государства. Китай стремится к тому, чтобы эффективно совместить ежедневную рутинную деятельность гражданских моряков и рыбаков с их постоянной готовностью, моментально среагировав на сигнал сверху, включиться в борьбу за национальные интересы на море.

Тысячи судов ополчения оснащены приемниками китайской спутниковой навигационной системы «Бэйдоу», которые позволяют им получать информацию о местоположении соседей и передавать короткие сообщения, используя даже рукописные иероглифы. Эта система играет важную роль в деятельности морского ополчения в век высоких технологий. Как следует из публикации в National Defense, к подготовке которой приложили руку многие представители военных ведомств, оперативное управление Главного штаба ВМС призвало к созданию сети морской разведки, базирующейся на использовании гражданских судов и кораблей морского ополчения. В той же статье приводятся цифры, предоставленные властями двух провинций: в их распоряжении — почти 20 тысяч рыболовных и торговых судов и сотни тысяч ополченцев, — то есть все необходимое для того, чтобы вести тщательное наблюдение за прибрежной акваторией.

Затраты на ежедневную рутинную деятельность ополченцев ложатся на плечи города или уезда, к которому приписано судно, в то время как более крупные миссии или спецоперации субсидируются властями провинции. Они же устанавливают размер компенсаций, выплачиваемых ополченцам в возмещение расходов, понесенных в ходе этих операций, или ущерба, причиненного их судам. В обеспечении работы морского ополчения задействовано множество государственных ведомств, включая командование рыбоохраны, управление по вопросам обеспечения безопасности на море, военно-транспортное управление и различные органы ВМС. Каждое из них несет ответственность за свой сектор — от предоставления вооружения до оснащения судов навигационными приборами и средствами связи.

Ополченцы проходят подготовку по широкой программе — от обучения навыкам идентификации кораблей до владения стрелковым оружием и военно-хозяйственной деятельности. Чтобы обеспечить их лояльность, им также читают лекции по вопросам политики и национальной обороны, причем политзанятия продолжаются даже во время выходов в море. Несмотря на все свои плюсы, морское ополчение — источник немалой головной боли для командования ВМС. Главная проблема — идущая полным ходом приватизация рыболовной промышленности и вызванная ею текучка в отрасли. Когда уловы падают, многие рыболовные компании продают свои активы или увольняют рабочих, чтобы остаться на плаву, и военные вынуждены тасовать кадры и обеспечивать постоянную переподготовку личного состава. К примеру, в одном из уездов Нинбо из 140 мобилизованных в ополчение судов за год владельцы продали 40. Эти проблемы знакомы практически всем компаниям и рыболовным кооперативам, составляющим костяк морского ополчения. В итоге командование вынуждено экспериментировать и искать способы их решения, проводя обучение в период между путинами, когда у рыбаков сравнительно немного работы.

Тем не менее китайская деятельность по развитию морского ополчения влечет за собой серьезные последствия для соседей КНР по региону, а также для США. Если в Восточно-Китайском или Южно-Китайском морях разразится конфликт, в который будут вовлечены американские союзники или сами США, потребуется разработка правил применения силы против множества формально гражданских судов, действующих в интересах военных. В ходе конфликта малой интенсивности в Южно-Китайском море стало очевидно, что соседи КНР столкнулись с партизанской тактикой, формат которой не позволяет использовать военный флот. Сейчас китайцы стремятся включить в состав морского ополчения как можно больше судов со стальными корпусами вместо деревянных траулеров, до сих пор составляющих значительную часть рыболовного флота. Акцент на материале корпуса, скорее всего, делается как с учетом требований, предъявляемых к судам, ведущим лов в удаленных водах, так и с возможным участием в операциях, в ходе которых используются таран и навал, — именно эту тактику применяли китайские моряки в 2014 году в ходе противостояния вокруг «Хайян Шию 981» — буровой платформы, возведенной КНР в исключительной экономической зоне Вьетнама.

Если подобное противостояние случится, ВМС США окажутся связанными по рукам и ногам соображениями политического свойства: им придется бороться против гражданских, за спиной которых стоят боевые корабли. В то же время ополчение без стеснения может продолжать и наращивать свою деятельность по строительству и охране китайских объектов в спорных водах.

Источник - lenta.ru
Вернуться в список

Отзывы:

Выберите удобную для вас форму комментариев:
 

Всего комментариев 1

Чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться


Уважаемые пользователи туристического портала о Китае — VISITCHINA.RU — в комментариях запрещено размещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, нецензурные оскорбления в адрес кого-либо, способствующих разжиганию религиозной, расовой и национальной розни, призывающих к экстремистской деятельности. Все подобные сообщения будут удаляться администрацией сайта. Будьте взаимно вежливы и уважайте мнение друг друга. Спасибо за понимание.