В Китай. Жить и работать

В Китай. Жить и работать 05.02.2015
Давно уже никого не удивляет желание некоторых наших соотечественников переехать в Китай. Правда, Сергей Николаенко несколько лет назад об этом даже не задумывался, но пути Господни, как известно, неисповедимы. Вот и привели они Сергея в красивейший город Гуанчжоу, где в знаменитом международном цирке «Чанг Лонг» (Chang Long International Circus, 长隆国际马戏大剧院), находящемся в зоне отдыха Чимэлун (Recreation area cymalon in Guangzhou, 长隆欢乐谷), он трудится уже три года. Русские в Гуанчжоу давно уже не экзотика, но всё же привлекают особое внимание местного населения. Сегодня Сергей рассказывает о своей жизни в Китае, о работе и о том, стоит ли уезжать из России в поисках «хлебного места».

- Можно сказать, что в цирковые артисты я попал случайно. Занимался в своё время спортом, вольной борьбой, участвовал в соревнованиях. Однажды мне предложили попробовать себя в цирке. Почему бы и нет? Поехал в Тверь, учился новому делу почти год. Но с начальством общего языка не нашёл и принял ещё одно приглашение, на этот раз в Рязань, где быстро всё стало получаться. Наша группа много гастролировала за рубежом, мы даже стали победителями в международном цирковом фестивале. И тут на меня вышел представитель цирка «Чанг Лонг», предложил выгодные условия. Работа в Гуанчжоу, естественно, привлекла.

Сергей Николаенко

- Новый номер обычно долго готовят. Вам дали такую возможность?

- Если с ноля, то, конечно, год нужен, а я влился в подготовленный номер. Через две недели уже вышел на манеж. Группа у нас славянская – русские, украинцы, белорусы, поэтому общий язык найти было не сложно. К тому же коллектив в основном мужской, всего три девушки, проблем в такой компании нет.

- Сам цирк произвёл впечатление?

- Ещё бы! Это самый большой стационарный цирк в мире, даже арена здесь больше стандартной. И это естественно, ведь зрителей почти десять тысяч, все всё должны видеть. Поэтому, кстати, и «мелких» номеров нет. Жонглёров, например, трудно разглядеть. Мы работаем на подкидных досках, это яркий впечатляющий номер.

- Но десять тысяч мест наверняка не всегда заняты. Как выступать перед полупустым залом?

- В выходные дни практически все места заняты. В будни бывает иногда и по две тысячи человек. Но это каждый день! Так что на отсутствие зрителей пожаловаться не можем.

- Хотите сказать, что работаете ежедневно?

- Именно ежедневно, за три года у меня выходных практически не было. Работа в Гуанчжоу напряжённая. Ежегодно можно официально отдыхать только четыре дня в марте, когда идут профилактические работы – цирк громадный, всевозможной техники много. Правда, изредка выезжаем в командировки на два-три дня, например в Пекин (Beijing, Běijīng, Peking). В дороге и отдыхаем. Недавно, например, слетали в Шанхай (Shangha,  Shànghǎi), чтобы побить рекорд на самый высокий прыжок с подкидной доски. Удалось, попали в Книгу рекордов Гиннесса.

- Выматывающая, потогонная система…

- Действительно тяжело. И физически, и морально. Обычно прихожу в цирк за полчаса до выступления. Гримируюсь, переодеваюсь. Выхожу на так называемый парад – звучат барабаны, мы бросаем зрителям игрушки. Кстати, если софиты высвечивают европейские лица, стараюсь именно им бросить игрушку – кажется, что земляки приехали. Вернувшись в гримёрку, переодеваюсь в костюм для выступления. Костюмы в этом цирке прекрасные – яркие, создающие настроение. Потом группа собирается около реквизита, там у нас перши, ходули, доски. Становимся в круг, обнимаемся, старший говорит: «Не забывайте о мелочах, здоровье прежде всего». Мы хором отвечаем «С Богом!» и хлопаем друг друга по плечам. Вот такой ритуал. Потом же все мысли об одном – сделать всё правильно, ведь я отвечаю за жизнь ребят, которые летят мне на голову без страховки. Вот эта моральная ответственность, наверное, больше всего и выматывает.

Сергей Николаенко

- То есть вы изначально подписали такой «суровый» контракт?

- Контракта я и в глаза не видел, всё основано на устной договорённости, на честном слове. У всех так. Если боитесь так работать, ехать не стоит. Ситуация следующая: есть хозяин всей развлекательной зоны, есть посредник, который работает непосредственно с артистами. Он и босс для нас, и тренер, и пр. Все вопросы решаем через него. Этот посредник получает от хозяина очень большую сумму денег, которую распределяет между артистами.

- Заработок – коммерческая тайна?

- Нет. Я получаю $2300 в месяц. С одной стороны, при нынешнем курсе это  хорошие деньги. Таких на родине я заработать не мог, поэтому работа в Гуанчжоу меня устраивает. С другой стороны – знаю, что здесь в некоторых местах платят больше.

- И в группе, наверное, кто-то получает меньше, кто-то больше. Это не повод для конфликта?

- Зависть всегда присуща людям, но поверьте, при нашей работе все реально оценивают ситуацию, понимают, что кто-то заслуженно должен получать больше, чем ты.

- Кроме заработка есть ещё какие-то преимущества?

- Например, бесплатное жильё. Это нечто среднее между гостиницей и общежитием, вполне комфортные условия. До гримёрки несколько десятков метров. Очень редко доплачиваю только за электроэнергию, потому что существует лимит – 600 киловатт в месяц, летом иногда бывает перерасход. Так что деньги в основном трачу на питание – в Китае, как всем известно, это небольшая сумма. Цены в Гуанчжоу никого не пугают. Медицинское обслуживание тоже бесплатное. Для меня это важно, ведь к врачам в клиниках Гуанчжоу приходится обращаться часто. У меня чрезвычайно большие нагрузки, ежедневно на позвоночник давит 200-300 кг, спина болит.

- Вы ещё не устали жить в окружении в основном китайцев, отличающихся от нас привычками и традициями?


- Как раз китайцев в нашем цирке совсем мало. Работают кенийцы, колумбийцы, американцы, бразильцы… Естественно, и мы, славяне. Дружим, общаемся чаще всего на английском. Я быстро понял, что без английского за рубежом не обойтись, хотя в школе ни этому предмету, ни другим особого внимания не уделял, был не самым прилежным учеником. Наверстал. Сейчас по-английски говорю хоть и неграмотно, но свободно, немного могу объясняться на китайском. Русские в Гуанчжоу стараются побыстрее выучить языки для более комфортного проживания.

Сергей Николаенко

- Если коллектив столь многонациональный, то, может, ссоры часто возникают? Всё-таки разность менталитетов.

- Как правило, нет. За драку уволят без разговоров. Правда, в последнее время появилась некоторая напряжённость в связи с ситуацией на Украине. Но большинство иностранцев старается избегать разговоров на эту тему А сами китайцы поддерживают Россию в отношении Крыма и вообще очень хорошо к нам относятся. Только иногда смотрят на нас как на какую-то экзотику, особенно, если попадаешь на окраину. Они и в цирк приходят частично для того, чтобы увидеть афроамериканцев или русских. Норовят потрогать нас, пощупать, просят сфотографироваться. Ну и, конечно, восхищаются нашей работой.

- У них и самих цирковое искусство хорошо развито.

- Согласен. Однако в мире известно, что лучше русских акробатов никого нет. Мы ведь на всех международных конкурсах победителями выходим. Даже в знаменитом цирке «Дю солей» (Cirque du Soleil) очень много российских артистов работает. Русские в Гуанчжоу на хорошем счету.

- Вам в январе исполнилось 27 лет. Есть какие-то возрастные ограничения? Не планируете ли уже всё бросить и вернуться на родину?


- С одной стороны, вернуться хочется, с другой – понимаешь, что пока некуда. Нужно зарабатывать. Ограничений по возрасту в моём жанре по большому счёту нет – всё зависит от твоего здоровья, от физической подготовки. Ведь я при своём весе в 110 кг не летаю с доски, а держу на себе людей, ловлю их. О будущем, конечно, иногда задумываюсь, но пока никаких решений не принимаю. Мне нравится дарить зрителям радость, жить в комфортных условиях со своей любимой девушкой – балериной, прилично зарабатывать. Небольшая ностальгия, естественно, есть, ведь я не был в России уже три года, а дома, в Краснодаре, - четыре.

- Что значит «комфортные условия»?

- Поначалу я снимал квартиру в городе, понятно что на номер в отелях Гуанчжоу никакой зарплаты не хватит. Честно говоря, и снимал то квартиру в Гуанчжоу не потому, что здесь не давали, а потому, что погулять хотелось. Красивых девушек вокруг много, привозить же гостей в гостиницу цирка нельзя. Потом начал встречаться с Анастасией, которая танцует в нашем цирке. Мне выделили комнату гостиничного типа. Она большая, квадратов сорок. Стояла мебель: большая кровать, стол, шифоньер. Но захотелось бОльшего уюта, а цены в Гуанчжоу такие, что не составило труда приобрести вот этот замечательный ковёр, музыкальную аппаратуру и прочее. И мотоцикл ещё купил. Очень люблю мотоциклы, планирую в ближайшее время поменять его на спортивный.

Сергей Николаенко

- Получается, что жизнь в Китае вполне устраивает. Но что-то, наверное, не приемлете?

- Не приемлю одно – их манеру вождения. Китайцы часто создают аварийные ситуации на дорогах. А я человек вспыльчивый, потом долго не могу успокоиться, понимая, что был буквально на волосок от серьёзного увечья.

- Это своё раздражение переносите на всех китайцев?

- Нет, конечно. Они добрые, безобидные люди. По-настоящему злые среди них редкость. Да и на самом деле очень хорошо к нам относятся. Узнают, что русский, сразу по плечу хлопают: «Братишка! Хорошо!».

- О родителях, наверное, скучаете.

- Меня воспитывала мама. Я был маленьким, когда родители разошлись. Два года назад пригласил маму и тётю в гости. Именно здесь мама впервые увидела меня на арене, даже расплакалась. Им всё очень понравилось. В Гуанчжоу рынки, естественно, привлекли их внимание, как и любых женщин. Единственное, что мешало, - незнание языков. Я редко бываю свободен, поэтому им пришлось гулять самостоятельно и объясняться в основном на пальцах.

- У вас совсем нет свободного времени? Даже красотами Чимэлуна не можете насладиться?

- Я действительно очень занят. Ведь кроме ежедневных выступлений нужно посещать спортзал, где я тягаю железо, «качаюсь», и обязательно ходить на репетиции. Тренировки заканчиваются в 23 часа, ложусь спать очень поздно, в два-три часа ночи. Свободного времени мало, однако отдых необходим любому человеку, а Чимэлун предоставляет для этого хорошие возможности. Я иногда поражаюсь хозяину этой зоны отдыха, который, на мой взгляд, порой нерационально тратит деньги. Но ему это очень нравится! Он выделяет бешеные суммы на всё – на аттракционы, на обслуживающий персонал , на охрану… Здесь всё на высшем уровне. Говорят, он даже оплатил строительство нескольких станций метро в Гуанчжоу. Так что, когда удаётся выкроить время, гуляем по парку, изредка выбираемся в город, чтобы исследовать достопримечательности Гуанчжоу, пуститься в "жестокий шоппинг" а затем посидеть в каком-нибудь местном ресторанчике. Цены в Гуанчжоу такие, что можно многое себе позволить, но необходимо соблюдать режим, сохранять хорошую форму.

Сергей Николаенко

- Китайская кухня считается здоровой. Она вам нравится ?

- Я в еде привередлив из-за того, что как спортсмену и артисту нужно соблюдать определённую диету, некоторые блюда просто нельзя есть. Но в целом их кухня мне нравится. За редким исключением. Например, не люблю, когда варят определённый сорт тофу – запах уж очень неприятный. А вот устрицы, которые попробовал здесь впервые, очень понравились. Иногда мы с Настей готовим дома, ведь я должен питаться 6-8 раз в день. Рыба, курица всегда в холодильнике есть в виде филе, чтобы много времени не тратить. Магазины и рынки Гуанчжоу предоставляют широкий выбор продуктов.

- Вы живёте с подругой-украинкой. А часто в цирке возникают интернациональные пары, ведь «Чанг Лонг», по вашим рассказам, напоминает Вавилон?

- Конечно, часто, ведь здесь собралась молодёжь. Многие заключают официальные браки. Особенно отличаются колумбийцы, которым очень нравятся славянки. В некоторых семьях растут по двое-трое ребятишек. Обычная жизнь.

- Похоже, Сергей, Китай вы полюбили.

- Я восхищаюсь этой страной, трудягами китайцами, за короткий срок сумевшими преобразить жизнь. Я доволен условиями работы, более-менее - заработком. Иногда, конечно,  хочется домой. При этом понимаю, что хватит недели – побродить по родным местам, увидеться с друзьями. С мамой, с братом я постоянно общаюсь по скайпу, с мамой разговариваем практически каждый день. Если сейчас вернусь, буду думать, что осталось нечто незавершённое. Попытался, я, например, интернет-магазин открыть. Вроде бы, дела шли неплохо, но удовлетворения не было. Может, знаний не хватило, а, может, интереса. Мне нужно обязательно загореться. Пока я ищу свой путь. Когда найду, тогда и приму решение, где и чем заниматься в дальнейшем.
Вернуться в список

Отзывы:

Выберите удобную для вас форму комментариев:
 

Комментариев еще нет

Чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться


Уважаемые пользователи туристического портала о Китае — VISITCHINA.RU — в комментариях запрещено размещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, нецензурные оскорбления в адрес кого-либо, способствующих разжиганию религиозной, расовой и национальной розни, призывающих к экстремистской деятельности. Все подобные сообщения будут удаляться администрацией сайта. Будьте взаимно вежливы и уважайте мнение друг друга. Спасибо за понимание.