Почему технический прогресс не спасает китаянок от работы по дому
27.07.2024
В рекламных кампаниях современные производители бытовой техники заявляют, что их гаджеты «освободят женские руки» от домашней работы. Однако вместо обещанного облегчения женщины получают обесценивание своего труда. Они по-прежнему тратят много времени на домашние обязанности, только теперь их работа стала менее заметной. Подробнее о «спасительной» роли гаджетов в жизни современных китаянок рассказывает Сун Мэйцзе из Sixth Tone.
Однажды вечером после работы мы с моим мужем отдыхали, сидя на диване и уставившись в телефоны. Со стороны это, наверное, выглядело как расслабляющий тихий вечер. Однако в нашем отдыхе была большая разница: я дистанционно проверяла робот-пылесос и заказывала продукты, а супруг играл в онлайн-шахматы. В наши дни технологии воспринимаются как избавление от физического труда. В китайских СМИ и рекламе распространяют тезис, что цифровизация помогла освободить женщин от тяжелой работы по дому. Теперь у нас есть сервисы онлайн-покупок, дистанционные няни, удобные платежные системы и высокотехнологичная бытовая техника. Но можно ли утверждать, что с их появлением женщинам стало легче жить? Или все нововведения просто сделали усилия женщин менее заметными, спрятав их за экраны гаджетов? Чтобы ответить на эти вопросы, я вместе с одной из своих студенток провела опрос среди 13 женщин. Респондентки рассказали о своем опыте и ощущениях от разделения домашних обязанностей в современных семьях. Главный вывод исследования — работа по дому, которую выполняют женщины, становится незаметной и игнорируется другими членами семьи.
На домашний труд всегда обращали мало внимания. Исторически его недооценивали как в культурном, так и в экономическом плане. Японский писатель Сатоши Умеда использовал термин «безымянные домашние обязанности». Обычно об этих задачах никто не говорит, тем не менее на их выполнение каждый день приходится тратить время: убирать остатки еды, менять пакеты для мусора, следить за запасом продуктов и многое другое.
Работа по дому перестала требовать тяжелых физических усилий, поэтому перестала быть осязаемой. Однако то, что женщины сидят в телефонах, еще не значит, что они не работают. Участницы нашего исследования говорили, как много времени они проводят за смартфонами, выполняя домашние обязанности или решая вопросы своих близких. К примеру, много времени и энергии отнимает общение с учителями в школе и родителями одноклассников. Поговорим о покупке продуктов онлайн. На первый взгляд, усилий не требуется: женщине достаточно нажать несколько кнопок, и еду доставят к порогу квартиры. Но на самом деле заказ продуктов на дом отнимает не меньше энергии, чем самостоятельный поход в магазин. Для него тоже нужно планирование, принятие решений, общение и постоянный контроль. В отличие от поездок в супермаркет раз в неделю, покупка продуктов онлайн — это бесконечная, раздробленная и повсеместная задача.
Одна респондентка отметила: «Кажется, что покупать продукты онлайн проще. Но мысли о том, что, где нужно купить и как это найти, тоже утомляют». Управление гаджетами занимает промежуточное положение между работой и отдыхом. С помощью смартфонов женщины ежедневно выполняют множество незаметных окружающим задач. Провести грань между домашней работой, социальной коммуникацией и отдыхом бывает трудно даже им самим. Из-за этого домашние обязанности и труд обесцениваются, что приводит к семейным конфликтам. Одна из участниц опроса пожаловалась, что ее труд никто не замечает: «Свекровь считает, что я все время отдыхаю и «играю» в телефон. А когда курьеры приносят заказы с Дня холостяка, она обвиняет меня в пустой трате денег.
Социальные обязанности также требуют большой эмоциональной отдачи. Современные китаянки должны поддерживать большое количество связей, что отнимает много энергии. Когда нужно общаться с учителями и родителями, основная часть эмоциональной нагрузки достается матерям. К примеру, если не поздравлять учителей с праздниками или не отвечать на сообщения в родительских чатах, то семья рискует произвести плохое впечатление. В переписке отсутствуют невербальные сигналы: жесты, мимика, тон голоса. Из-за этого все сообщения нужно тщательно обдумывать: «Общаясь с учителями в WeChat, я боюсь использовать неправильные слова и быть неправильно понятой, — объяснила одна из респонденток. — Поэтому я сначала пишу сообщение в другом месте и затем редактирую его несколько раз, прежде чем оно меня устроит».
Технический прогресс позволил сократить время поездок по делам и физическую усталость женщин от постоянной беготни. Однако то время, которое у них «освободилось», автоматически заполнилось другими задачами. По большинству вопросов, касающихся семьи, все выходят на связь с женщинами. Это требует от них постоянного присутствия онлайн и непрерывной работы с информацией, поступающей из разных каналов. Все это приводит к сильной информационной усталости и влияет на аналитические способности и концентрацию.
Интересно то, что производители бытовой техники преподносят роль домохозяек как данность для всего женского пола. Однако реклама в основном нацелена на мужчин. Многие бытовые гаджеты рекламируются как «освободители женских рук». Такой маркетинг увеличивает психологическую нагрузку на женщин, заставляя думать, что уборка может быть легкой, если купить правильную технику. На китайской лайфстайл-платформе Xiaohongshu часто можно увидеть рекламу умной домашней техники, с помощью которой «без труда» можно облагородить жилое пространство. Однако после покупки гаджет может стать еще одним «якорем» для женщины. Техника будет требовать контроля или ремонта, на помощь партнеров в этом вопросе рассчитывать не приходится.
Стоит отметить, что в начале нашего исследования практически все респондентки отзывались о цифровизации домашних обязанностей положительно. Но чем больше они отвечали на вопросы, тем больше проблем всплывало на поверхность. Это доказывает, насколько трудно даже самим женщинам распознать гендерную дискриминацию и оценить свою усталость от домашней работы. Нам все еще требуется более честный и открытый диалог о всех аспектах гендерного неравенства. Только так мы сможем улучшить положение женщин в обществе с помощью технологий.
Сун Мэйцзе — профессор Института коммуникаций Фуцзяньского педагогического университета.
Источник: ЭКД
Подготовила Анастасия Попова
Вернуться в список
Однажды вечером после работы мы с моим мужем отдыхали, сидя на диване и уставившись в телефоны. Со стороны это, наверное, выглядело как расслабляющий тихий вечер. Однако в нашем отдыхе была большая разница: я дистанционно проверяла робот-пылесос и заказывала продукты, а супруг играл в онлайн-шахматы. В наши дни технологии воспринимаются как избавление от физического труда. В китайских СМИ и рекламе распространяют тезис, что цифровизация помогла освободить женщин от тяжелой работы по дому. Теперь у нас есть сервисы онлайн-покупок, дистанционные няни, удобные платежные системы и высокотехнологичная бытовая техника. Но можно ли утверждать, что с их появлением женщинам стало легче жить? Или все нововведения просто сделали усилия женщин менее заметными, спрятав их за экраны гаджетов? Чтобы ответить на эти вопросы, я вместе с одной из своих студенток провела опрос среди 13 женщин. Респондентки рассказали о своем опыте и ощущениях от разделения домашних обязанностей в современных семьях. Главный вывод исследования — работа по дому, которую выполняют женщины, становится незаметной и игнорируется другими членами семьи.
На домашний труд всегда обращали мало внимания. Исторически его недооценивали как в культурном, так и в экономическом плане. Японский писатель Сатоши Умеда использовал термин «безымянные домашние обязанности». Обычно об этих задачах никто не говорит, тем не менее на их выполнение каждый день приходится тратить время: убирать остатки еды, менять пакеты для мусора, следить за запасом продуктов и многое другое.
Работа по дому перестала требовать тяжелых физических усилий, поэтому перестала быть осязаемой. Однако то, что женщины сидят в телефонах, еще не значит, что они не работают. Участницы нашего исследования говорили, как много времени они проводят за смартфонами, выполняя домашние обязанности или решая вопросы своих близких. К примеру, много времени и энергии отнимает общение с учителями в школе и родителями одноклассников. Поговорим о покупке продуктов онлайн. На первый взгляд, усилий не требуется: женщине достаточно нажать несколько кнопок, и еду доставят к порогу квартиры. Но на самом деле заказ продуктов на дом отнимает не меньше энергии, чем самостоятельный поход в магазин. Для него тоже нужно планирование, принятие решений, общение и постоянный контроль. В отличие от поездок в супермаркет раз в неделю, покупка продуктов онлайн — это бесконечная, раздробленная и повсеместная задача.
Одна респондентка отметила: «Кажется, что покупать продукты онлайн проще. Но мысли о том, что, где нужно купить и как это найти, тоже утомляют». Управление гаджетами занимает промежуточное положение между работой и отдыхом. С помощью смартфонов женщины ежедневно выполняют множество незаметных окружающим задач. Провести грань между домашней работой, социальной коммуникацией и отдыхом бывает трудно даже им самим. Из-за этого домашние обязанности и труд обесцениваются, что приводит к семейным конфликтам. Одна из участниц опроса пожаловалась, что ее труд никто не замечает: «Свекровь считает, что я все время отдыхаю и «играю» в телефон. А когда курьеры приносят заказы с Дня холостяка, она обвиняет меня в пустой трате денег.
Социальные обязанности также требуют большой эмоциональной отдачи. Современные китаянки должны поддерживать большое количество связей, что отнимает много энергии. Когда нужно общаться с учителями и родителями, основная часть эмоциональной нагрузки достается матерям. К примеру, если не поздравлять учителей с праздниками или не отвечать на сообщения в родительских чатах, то семья рискует произвести плохое впечатление. В переписке отсутствуют невербальные сигналы: жесты, мимика, тон голоса. Из-за этого все сообщения нужно тщательно обдумывать: «Общаясь с учителями в WeChat, я боюсь использовать неправильные слова и быть неправильно понятой, — объяснила одна из респонденток. — Поэтому я сначала пишу сообщение в другом месте и затем редактирую его несколько раз, прежде чем оно меня устроит».
Технический прогресс позволил сократить время поездок по делам и физическую усталость женщин от постоянной беготни. Однако то время, которое у них «освободилось», автоматически заполнилось другими задачами. По большинству вопросов, касающихся семьи, все выходят на связь с женщинами. Это требует от них постоянного присутствия онлайн и непрерывной работы с информацией, поступающей из разных каналов. Все это приводит к сильной информационной усталости и влияет на аналитические способности и концентрацию.
Интересно то, что производители бытовой техники преподносят роль домохозяек как данность для всего женского пола. Однако реклама в основном нацелена на мужчин. Многие бытовые гаджеты рекламируются как «освободители женских рук». Такой маркетинг увеличивает психологическую нагрузку на женщин, заставляя думать, что уборка может быть легкой, если купить правильную технику. На китайской лайфстайл-платформе Xiaohongshu часто можно увидеть рекламу умной домашней техники, с помощью которой «без труда» можно облагородить жилое пространство. Однако после покупки гаджет может стать еще одним «якорем» для женщины. Техника будет требовать контроля или ремонта, на помощь партнеров в этом вопросе рассчитывать не приходится.
Стоит отметить, что в начале нашего исследования практически все респондентки отзывались о цифровизации домашних обязанностей положительно. Но чем больше они отвечали на вопросы, тем больше проблем всплывало на поверхность. Это доказывает, насколько трудно даже самим женщинам распознать гендерную дискриминацию и оценить свою усталость от домашней работы. Нам все еще требуется более честный и открытый диалог о всех аспектах гендерного неравенства. Только так мы сможем улучшить положение женщин в обществе с помощью технологий.
Сун Мэйцзе — профессор Института коммуникаций Фуцзяньского педагогического университета.
Источник: ЭКД
Подготовила Анастасия Попова
Вернуться в список
Отзывы:
Выберите удобную для вас форму комментариев:
Комментариев еще нет
Чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться
Уважаемые пользователи туристического портала о Китае — VISITCHINA.RU — в комментариях запрещено размещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, нецензурные оскорбления в адрес кого-либо, способствующих разжиганию религиозной, расовой и национальной розни, призывающих к экстремистской деятельности. Все подобные сообщения будут удаляться администрацией сайта. Будьте взаимно вежливы и уважайте мнение друг друга. Спасибо за понимание.