Философия китайского сада

Философия китайского сада 06.11.2013
В конце XX века на волне динамичного технического развития, роста городов и, как следствие, увеличения нагрузки на психику человека в мире появилось понятие антропологического дизайна, ставящего своей целью создание оптимальной для жизни внешней среды, способствующей раскрытию творческого потенциала человека. Впрочем, новым это направление можно назвать лишь отчасти, ведь все новое — это, как известно, хорошо забытое старое. Так, в Поднебесной принципы гармонии испокон веков соблюдались при разбитии парков. Китайские садовники тонко чувствовали природу и старались устроить слаженное пространство, неотъемлемой частью которого являлся человек.

Европа vs Азия

Просвещенные люди Европы и Азии всегда уделяли серьезное внимание культуре садов. Однако отличие типов мышления и мировосприятия у представителей разных цивилизаций проявилось и на уровне садового искусства. Возьмем, к примеру, парк Версаля — один из наиболее выдающихся шедевров мирового ландшафтного дизайна. Четкость линий и безукоризненная симметрия прослеживаются во всех элементах парка. Подстриженные кусты, идеальные газоны, тенистые прямые аллеи, изящные статуи — многими средствами европейцы стремились приукрасить окружающую среду, сделать очевидным торжество человеческой мысли над непокорной и непредсказуемой природой. И в этом основное отличие европейских парков от азиатских.

Китайские сады, а за ними японские и корейские представляют собой резкий контраст с европейскими оазисами природы. В азиатских парках за основу взят принцип непротивления окружающей среде. Здесь не бывает симметрии и строгости, композиции подчинены не правилам, а, скорее, восприятию мира дизайнером. При этом вмешательство человека в рисунок ландшафта практически незаметно. Архитектурные постройки — террасы, беседки, мосты — удачно вписаны в пространство парка и выглядят так, как будто сама природа предполагала их наличие здесь.

Китайский сад — явление удивительное по своей сути. Свобода, не сдерживаемая четкими правилами, не свойственна больше ничему и никому в строгом иерархическом обществе Поднебесной.

История традиционного сада

Создание парков в Китае, как и во всем мире, началось еще в древности. С тех пор это искусство непрерывно совершенствуется и развивается в соответствии с теми тенденциями, которые преобладают в определенную историческую эпоху. Те места, что дали начало развитию культуры садового искусства, трудно назвать парками — скорее, это были определенные территории, служившие правителям охотничьими угодьями, а жрецам — местами духовных практик. Со временем в Китае сложились два основных типа городских оазисов — императорские сады и храмовые парки.

Императорский сад, как правило, раскидывался на большой площади и являл собой уменьшенную копию подчиненных правителю территорий. Такой парк олицетворял всеобъемлющую власть китайского императора и давал ему возможность управлять страной, не выходя за пределы ее уменьшенной модели. Устроители парков не только размещали на их территориях горы, реки и озера — миниатюрные копии подлинников, но и заставляли реки течь в нужном направлении и замерзать лишь на северной стороне парковых зон — все, как в условиях реального мира. Императорские сады всегда отличались многообразием растительного и животного мира — сюда свозили птиц и зверей со всех уголков Поднебесной.

Что же касается храмовых парков, то они были гораздо скромнее в размерах и строились по другим принципам. Большое внимание уделялось деталям, миниатюрным композициям, а главным было стремление создать нужное настроение для медитаций, размышлений, духовных упражнений служителей культа.

Помимо двух традиционных типов парков, большое развитие получили сады естественных пейзажей, частные сады, городские парки, а также сады ученых. Здесь творческая мысль уже не знала пределов — парки были целиком и полностью детищами своих создателей и выражали те мысли и представления о мире, которыми жили авторы.

Законы творчества

В основе любого традиционного китайского сада лежит особое отношение человека к Небу и Земле, к своей роли в этой системе. Нигде более в китайском обществе подобное возвышение человека как творца никогда не допускалось. Этим китайские сады представляют еще больший интерес, как свидетельства невероятно сильного творческого начала художников Поднебесной, заключенных в непробиваемые рамки иерархии, но сумевших дать выход своей фантазии. Жизнь обычного человека также была расчерчена определенными установками, нарушение которых могло караться даже смертной казнью. И лишь сады представляли собой место, где он мог снять груз постоянных обязательств, побыть в уединении и почувствовать себя свободным.

Впрочем, в садовом искусстве все же существовали некие законы. Это были не ограничения, накладываемые обществом, но правила высшего порядка, по которым, в соответствии с представлениями китайцев, протекает вся жизнь на земле — законы геомантии и циркуляции энергии ци. При создании садов учитывалась топография — условия окружающей местности подобало использовать максимально, в целях достигнуть впечатления естественности. Также имело значение время восприятия пейзажей — от этого во многом зависел производимый эффект. Согласно правилам фэн-шуй, сад должен быть устроен сообразно с особенностями энергетического баланса местности, выравниванию которого способствует правильное расположение насыпей, прудов и т.д. За кажущейся неорганизованностью скрывается правильная геометрия, строгая ориентация по сторонам света и соответствие определенным законам геомантии.

В отличие от необъятных императорских парков, небольшое пространство частных садов привело к развитию лаконичных методов передачи авторского замысла, к необычному выстраиванию «сюжета» парка, при котором виды открываются неожиданно, один за другим, словно зерна молитвенных четок, и подводят посетителя к определенному настроению, мыслям, переживаниям. Этому же способствуют и умело применяемые визуальные эффекты, и игра с формой. Например, знаменитые объемные пейзажи, суть которых в том, что посетитель сада видит перед собой «картину в картине». Передние планы таких ландшафтных полотен дополнены несколькими элементами на горизонте, которые складываются в отдельный сюжет и одновременно являются частью всего пейзажа. Создатели садов используют карликовые деревья и небольшие камни, под определенным углом зрения вдруг превращающиеся в деревья-исполины и горные гряды.

В китайских садах вы обязательно найдете композиции типа «гора и вода» — это непременный их атрибут, отражающий древние космогонические представления китайцев о Мировой горе и Мировом океане. Кроме того, гора является олицетворением мужской энергии ян, вода — женской энергии инь, а их сочетание символизирует гармонию Великого предела. В прудах почти всегда живут красные и черные рыбки — живые символы полярных энергий.

В отличие от европейских парков, в традиционных китайских вы вряд ли найдете прямые аллеи. Считается, что извилистые тропинки не дают благотворной энергии выйти из сада и препятствуют проникновению злых духов. Популярным способом защиты от «демонов» являются также каменные плиты-экраны, направляющие энергетические потоки в нужную сторону, и арки, отделяющие один вид от другого и одновременно служащие защитой от нечисти и отрицательной энергии.

На территориях садов всегда есть беседки, павильоны и скамейки, рассчитанные на то, что посетители будут долго любоваться прекрасными видами, размышляя об их философском содержании. У них часто бывают поэтические названия, отражающие суть открывающихся пейзажей: «Терраса любования луной», «Беседка для медитаций», «Павильон уединения» и т.д.

Поэзия паркового искусства

Традиционные сады в Китае создавались по тем же законам, что и живопись, музыка, литература, поэтому парки часто сравнивают с произведениями искусства — они проникнуты теми же мотивами и, конечно, способствуют активному развитию творчества. Именно в садах, на прелестных террасах, любуясь луной или изящными изгибами ветвей, поэты, каллиграфы и художники создавали свои лучшие произведения. Красота и спокойствие садов рождали в душах этих людей самые благородные чувства, самые глубокие мысли.

Как песня, как танец, китайский сад постепенно раскрывается перед зрителем, и каждый новый образ вливается в стройную мелодию. Парковые виды в Поднебесной часто сравнивают с разворачивающимся свитком, изображающим пейзаж, или каллиграфическим рисунком. В сплетении корней деревьев, очертаниях извилистых дорожек, лучах солнца, падающих на водную гладь, привычному к образам уму легко уловить скрытое послание, рифму или намек на литературного героя. Китайское искусство проникнуто образами, его понимание основано на чувственном восприятии. Поэтому уютные уголки садов и парков были так любимы учеными и героями, влюбленными и поэтами.

Китайская литература изобилует примерами утонченного величия и символизма садов. Они неизменно служат фоном для великих исторических событий, научных открытий, любовных драм. Любому китайцу и почитателю китайской культуры знакомы такие знаменитые литературные фрагменты, как «братание в Персиковом саду» из «Троецарствия» или описание заветного сада из минской драмы «Пионовая беседка». Китайский сад развивает в человеке способность видеть больше, чем доступно глазу, — «видеть душой», различать информацию высшего порядка, осознавать себя миром в миниатюре среди других подобных миров.

Традиция и современность

После того как китайская империя перестала существовать, и на смену ей пришла республика, многое в культуре парков изменилось, перестали создаваться императорские сады и парки при погребальных храмах. Существующие объекты, такие как парк Храма Неба в Пекине, потеряли свое сакральное значение и стали местом для прогулок. Сейчас многие подобные места восстановлены, но обрядов здесь не проводят, хотя парки поддерживаются в достойном состоянии, как исторические памятники.

Большое развитие получили городские парки и сады естественных пейзажей. С ростом городов они становятся все более востребованными. Очевидно и влияние западной моды: в парках все чаще можно встретить ровные газоны, скульптуры, уложенные плиткой аллеи, аттракционы и всевозможные развлечения. Хотя неизменными остаются и основные характеристики китайского сада — обязательный водоем в центре территории, композиции из деревьев и камней, мостики и беседки в традиционном стиле. Во многих мегаполисах создаются тематические парки, представляющие чудеса света в миниатюре, особенности жизни местных национальных меньшинств, достижения цивилизации. Таковы парки Мира в Пекине и других городах, этнопарки национальных деревень в Юньнани, на острове Хайнань и в других провинциях, парк Века в Шанхае, парк Чжуншань в Даляне и многие другие.

Время изменило не только китайские сады, но и занятия и формы досуга местных жителей. В старых традиционных садах по-прежнему находят приют жаждущие уединения умы, но большинство китайцев предпочитает проводить время в городских парках. Люди собираются вместе и пьют чай, поют, танцуют, занимаются тайцзицюань, играют с детьми или ловят рыбу.

Парк в нынешнем Китае — это отдельный мир, живущий согласно своему особому ритму. Во многом китайский сад схож со своим европейским аналогом, но чуткий человек почувствует в Поднебесной иное ощущение бытия. Ведь, несмотря на исторические перипетии XX века и стремительно меняющуюся жизнь, Китай сумел сохранить свое ценное культурное наследие. Создавая сад или просто «читая» его страницы, человек развивает свою связь с космосом, совершенствует свою внутреннюю природу. Не обязательно быть даосом, философом, живописцем, специалистом по ландшафтному дизайну или китайцем. Если парк хорош, вы обязательно услышите мысль, которую вложил в него автор, и ваши энергетические потоки непременно придут во взаимодействие с энергетикой окружающей природы.
 
автор — Марина Валеева
печатается с любезного разрешения журнала «Открытый Китай».
Вернуться в список
Геометрия фитнеса

Отзывы:

Выберите удобную для вас форму комментариев:
 

Комментариев еще нет

Добавить комментарий

Комментировать, как гость или войти через:

*

Уважаемые пользователи туристического портала о Китае — VISITCHINA.RU — в комментариях запрещено размещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, нецензурные оскорбления в адрес кого-либо, способствующих разжиганию религиозной, расовой и национальной розни, призывающих к экстремистской деятельности. Все подобные сообщения будут удаляться администрацией сайта. Будьте взаимно вежливы и уважайте мнение друг друга. Спасибо за понимание.