Конфуций выделял 5 постоянств праведного человека:
Жэнь (仁) — «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. Это то, что противостоит подлости и жестокости и отличает человека от животного.
И (义 [義]) — «правда», «справедливость». Хотя следование И из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует И так как это правильно. И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество Жэнь и сообщает благородному человеку необходимую твёрдость и строгость. И противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет И, а низкий — выгоды».
Ли (礼 [禮]) — «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов, например почтение к родителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества.
Чжи (智) — здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает качество И, предупреждая упрямство. Чжи противостоит глупости.
Синь (信) — искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Синь уравновешивает Ли, предупреждая лицемерие.
Конфуций был великим учителем, он считал что каждый человек должен иметь возможность получить образование. Конфуций объехал множество древних княжеств в поисках мудрого государя, который воспользуется его идеями об управлении государством, однако мечты великого мыслителя о совершенном правителе так и не сбылись. Тем не менее Конфуций остался до конца верен своим идеалам. Конфуция можно назвать духовным лидером Китайской нации, вот уже более двух тысяч лет его идеи влияют на умы не только в Китае но и во всем мире, они стали ярким символом восточной культуры.
Блог о Китае | theLomov blog