
Глава 1
Ноябрь. Во Владивостоке уже довольно прохладно, в Пекине обещают почти что бабье лето, и легко одетые туристы мёрзнут в автобусе, поджидающем последних пассажиров на выезде к взлётной полосе. Закрыв двери, автобус трогается, проезжает ровно 10 метров и выпускает людей – самолёт стоит впритык к аэропорту. Сев на свои места и пристегнувшись, можно облегчённо вздохнуть – мучения с визой, билетами «с распродажи на сайте» и прочими прелестями самостоятельной поездки в Китай, кажется, позади.
«Боинг-747» набирает высоту очень быстро и почти вертикально – не успев опомниться, ты уже рассматриваешь с высоты совсем не птичьего полёта родные места. Тем, для кого полёт вообще, а на «Боинге» в особенности, тяжёлое испытание, аэропорт Владивостока не может предложить ничего утешительного – дьюти-фри поражает и высокими ценами, и отсутствием хоть какого-то ассортимента; остальной сервис на том же уровне. Авиакомпания тоже напоминает пассажиру, что формально он ещё в России – кормят в полёте неплохо, но обещанного детского питания нет и в помине; заботливая мать будет трижды права, захватив в ручной клади детское питание как минимум на 1 кормёжку.
Под крылом медленно уплывают назад серые невзрачные поля и ветхие строения. Вдруг всё меняется – внизу появляется самая настоящая география: сплошные горные гряды, напоминающие брошенную на землю гигантскую смятую салфетку, разделенные узкими долинами с блестящими нитками рек. Это уже Китай. Разница поразительна – на каждом мало-мальски ровном клочке земли – поля, хозяйственные постройки, карьеры, заводы… Без всяких пояснений видно, что под нами – активно развивающаяся страна. И потом, когда самолёт будет заходить на посадку и как будто в качестве бесплатной экскурсии облетит половину Пекина и только потом завернёт к аэропорту – город внизу, раскинувшийся на громадной площади, вплотную прижавшийся к горам, поразит не столько размерами, сколько средоточием всего, что только можно представить в столице государства – небоскрёбы соседствуют с одноэтажными кварталами, дымные трубы электростанций и производств возвышаются рядом с многоуровневыми автострадами и развязками.
Да, кстати, Великая Стена (далее – просто Стена) из воздуха видна, но вызывает лишь недоумение. Во-первых, несколько пупырышек-башен, соединенных нитками-стенами, выглядят неубедительно. Во-вторых, расположен участок стены более чем странно – никого ни от чего не защищает.
Пекинский аэропорт огромен и состоит из трёх терминалов, каждый из которых – отдельное здание. Самый новый из них – одновременно самый большой и современный, он выстроен к Олимпиаде. Обычно с него улетают из Пекина; приземлитесь вы скорее всего у терминала № 2. По нашим меркам он тоже громаден, и для удобства пассажиров в середине длинных, по нескольку сот метров, коридоров устроены движущиеся пешеходные дорожки, похожие на эскалатор, опрокинутый навзничь. Пройдя по этим коридорам и спустившись на этаж вниз, вы попадёте в зал выдачи багажа. Я сразу извинюсь, но слово «громадный» дальше будет повторяться довольно часто – таков Пекин, таков размах китайского строительства, и в чём-то – образ жизни. Так вот, в громадном зале стоят в ряд не менее 10 «каруселей», на которые выезжает багаж с многочисленных рейсов, постоянно прибывающих в аэропорт. Никакого контроля незаметно – создаётся ощущение, что можно взять любой приглянувшийся багаж и идти дальше. Правда, через контроль пройти всё равно придётся, но тут проверяют не столько принадлежность багажа, сколько его содержимое. К обычным запретам насчёт оружия и прочей контрабанды присовокупляются чисто китайские, мало где упоминаемые (на сайте консульства вы их точно не найдёте) – у нас забрали колбасу и сыр, зато банку квашеной капусты не тронули. Утешиться после конфискации можно уже в пекинском аэропортовском дьюти-фри, благо есть чем – 214 юаней за литр 12-летнего Glenlivet, можно расплатиться обычной картой VISA и сберечь на будущее привезённые с собой доллары и юани. Выходя из здания, проходишь мимо толпы встречающих, большинство из них с табличками – в основном это представители турфирм или встречающие бизнес-партнеров.
Примечания
1) На сайте Владавиа электронный билет можно оплатить только кредиткой. Но не каждую кредитку принимает хитрый сайт! Во всяком случае, если у вас ВТБ24 (как у меня) или что-то той же системы, то приготовьтесь к долгой процедуре. Сходите в ВТБ24, закажите карту для электронных расчетов, а заодно и систему телебанк – пригодится. По оформлении этой дополнительной карты (она не пластиковая, кстати, а картонная) телебанком перекидываете деньги с вашей VISA на эту картонку, и уже с неё платите за билет. Телебанк, кстати, вполне полезная штука, только интерфейс неудобный.
2) Провозить через китайскую границу нельзя – колбасу, сыр, вообще кисломолочное, овощи/фрукты, живых животных (кроме собак и кошек, но там тоже куча волокиты), остальное более-менее как везде. (исходник: http://english.customs.gov.cn/publish/portal191/tab3972/module21540/info70101.htm, по-русски изложено во многих местах).
3) На вопрос «как везти деньги» однозначного ответа у меня нет. Мы везли пару тысяч юаней «на первое время» (пока не поменяем доллары), остальную сумму в долларах, и ещё была рублевая VISA ВТБ24. Мне наш вариант показался оптимальным – действительно, пару дней прожили, тратя юани; потом в обменнике Friendship Store поменяли доллары (курс был хороший, комиссия небольшая, очереди не было), а потом, конечно, выкачали и остатки с карточки. Курс пересчета рубли->юани нормальный, комиссия за снятие наличных – 10 долларов, как и везде. Единственный момент – далеко не все магазины принимают обычную VISA (в большом ходу системы китайских банков, с ней несовместимые), поэтому проще снимать помногу и в банкоматах, они есть в любом крупном торговом центре. Принадлежность банкомата, кажется, роли не играет.
4) По визам в Китай – тут изложено довольно полно: http://alan-gutnov.livejournal.com/37600.html. Один момент – действительно, загранпаспорт на момент получения визы должен быть действителен не менее полугода для однократной визы (если быть более точным – то «срок действия паспорта для получения визы должен быть не менее 3 месяцев с даты окончания коридора по визе.»). Если это не так – либо меняйте паспорт, либо попробуйте сделать через турфирму, «приближенную к консульству» (узнать их просто – обычно они располагаются максимально близко к консульству, лучше всего в том же здании), есть неплохие шансы на успех.
насчет долларов - само собой, только обменник (я в Суйфеньхэ менял у менялы в гостинице, но там сопровождающая за этим смотрела).
- ого ого, вот китайцы молодцы!=)