Полупустынная природа и отсутствие лишнего, которое обычно отвлекает внимание от главного, позволило нам сосредоточиться на 150 гробницах с предметами обихода в городе Хами. Не знаю, как другим, но мне больше всего запомнилась дыня, сочная, спелая и без косточек.
«Этот сорт дыни, «хамигуа», знаменит на всю Азию и попробовать ее надо обязательно», - сообщили мне еще в автобусе. «Надо так надо», - сказала я себе и неспешно скоротала время, пока мои коллеги «атаковали» очередное творение китайской цивилизации. Немного по-хамски, но мы же в Хами.
В тот же день мы направились в крупнейший в древней западной области разрушенный город – Гаочан, который сыграл важную роль в распространении буддизма в Китае и служил транспортным узлом для торговцев, путешествующих по Шелковому пути.
«Путь от Дуньхуана был опасным и усыпан костями караванщиков. Путники боялись нечистой силы, говорили о пении и плаче духов, идущем из-под земли.
Опасаясь за свою жизнь, торговцы Великого Шёлкового пути шли в обход пустыни-смерти Такла-Макан по цепочке оазисов, в число которых и входил город Гаочан», - сообщил нам Абдул, новый гид.
Поэтому здешние пески называют «поющими». Научной же причиной звучания песка является трение песчинок при его движении из-за ветра или хождения по нему.
Гаочан оказался удивительным местом, немного смутило однообразие цвета – все желтое и…желтое, но, видимо, как раз благодаря этому древний военный город показался таким внушительными древним. Обычно Поднебесная славится яркими красками, даже в природных местах, а здесь - ничего лишнего.
Построен Гаочан был у подножия самой «горящей» горы Китая – Огненной горы (Хояньшань).
«Согласно классической повести Путешествие на Запад, Король обезьян с небес опрокинул сюда печи. По версии уйгуров в горах жил дракон, который поедал маленьких детей.
В итоге нашелся герой, который зверя убил и разрезал на восемь частей. Кровь дракона превратилась в алые горы крови и восемь частей превратились в восемь долин в Огненных горах», - рассказал нам приятным убаюкивающим голосом Абдула.
После долгого и «обжигающего» путешествия нас привезли в «винный оазис» или виноградную долину в городе Турфан. Функция города за тысячелетия не изменилась – он по-прежнему является местом отдыха для приезжих.
220 гектаров персиков, груш и винограда, в тени которого можно укрыться с бокалом сладкого вина. Непривычное по вкусу, немного приторное, но некрепкое, а потому приятное вино было приятным штрихом под конец нашего «Путешествия на Запад».
Ранним утром нас ждала старейшая и самая большая мусульманская башня в Синьцзяне - Минарет Эмин, в которой молились паломники Великого шелкового пути. Мы пришли в районе 9 утра, когда людей почти не было, за исключением тех, что на кладбище позади мечети.
Вечерним автобусом мы добрались до последней точки нашего Великого Шелкового пути – столицы СУАР Урумчи. Неофициально город делится на две части: китайскую и уйгурскую, поэтому большинство табличек в городе расписаны китайскими иероглифами и арабской вязью.
Здесь уже почти не чувствуется, что ты в Китае: жители носят тюбетейки, прямо на улицах готовят шашлыки, лаваши и лагман, и внешне они больше походят на жителей Таджикистана, нежели Китая.
«Уйгуры - мусульмане, коренное население, имеющее свой язык и культуру.
Большинство из них все еще желают обрести независимость, поэтому часто на почве этого происходят конфликты. Не уходите далеко и не гуляйте в свободное время по незнакомым кварталам и закоулкам без сопровождения - иногда люди здесь очень непредсказуемые», - предупредил нас Абдула, а затем повел нас на знаменитый восточный «Гранд базар», построенный в исламском стиле, как огромный дворец с башнями и куполами.
Помимо ковров, шелковых платков, ювелирных изделий из золота и нефрита, там продавались очень красивые серебряные кинжалы, изготовленные местными уйгурами.
Столько расчудесных восточных антиквариатов, которые напоминают о великом времени расцвета Великого шелкового пути, можно встретить только на восточных базарах.
Сколько всего было ввезено в Китай из Центральной Азии от тканей, драгоценных камней, золота, чая, кожи, шерсти, до экзотических фруктов, арбузов и персиков, охотничьих собак, леопардов и львов. Из Китая запад получал бумагу, порох, компас, фарфор, лакированную посуду, чай, рис, пряности и много других ценных товаров.
В Синцзяне заканчивался «китайский» Великий шелковый путь, который далее следовал через страны Средней и Центральной Азии вплоть до самого Средиземноморья.
На деле, античные средиземноморцы никогда сами не добирались до Китая, так же как и китайцы до Средиземного моря - международная торговля была в руках цепочки купцов на периферийных путях.
Сейчас же Китай активно реализовывает программу по воссозданию Великого Шелкового пути, только в наше время караванных торговцев заменят бизнесмены, верблюдов – скоростные поезда и паромы, а шелк и чай – современные технологии и многочисленные копии товаров, востребованных во всем мире.
Одно остается неизменным – Поднебесная так и будет решающим звеном в цепочке торговых и культурных взаимоотношений стран Евразии. Еще один показатель того, как любовь и уважение к своему прошлому стали для китайцев крепкой основой для многообещающего будущего.
Часть Великого Шелкового пути, которая проходит через Китай, стала важнейшей артерией, которая стимулировала развитие отношений между Азией и Европой.
Периодами движение на нем затухало, а во второй половине 20 века и вовсе остановилось, но, как мы видим, ненадолго – Китай намерен восстановить великое наследие прошлого ради своего будущего.
А пока идут работы, шествуя по следам караванов и торговцев, чиновников и наложниц, простых путников и монахов, можно насладиться величием древних памятников и загадочных мест.
canadian online pharmacy
online pharmacies uk