Честно и по существу о бизнесе с китайцами в интервью с Евгением Вольбромом
26.01.2016
Пока мы готовили этот материал, в Интернете то и дело попадались рекламные объявления типа «открой бизнес с Китаем за 1 день. Наценка 500%». Сомнений в «выгодности» таких предложений не возникало, но чтобы быть уверенными точно, мы поговорили с Евгением Вольбромом, специалистом компании «Интерлинкс», одной из лидеров по предоставлению таможенных услуг на Дальнем Востоке.
— Недавно вышло исследование о том, что китайцев признали самой нечестной нацией. Говорят, они больше всех склоны обманывать, если это им принесет финансовую выгоду.
— Многие жители Владивостока были тысячу раз в Китае, в том же Суйфэньхэ (посёлок на границе с Приморским краем. – Прим.ред.). И все прекрасно знают, что китаец любит торговаться и всегда пытается тебя обмануть. У него это в крови. Даже если ты бизнесмен с кучей денег и приходишь на завод, чтобы купить большую партию чего-то, китайцы называют такой ценник, от которого начинают шевелиться волосы на голове. Потому что любой китаец любит торговаться – от того, который торгует носками на улице до того, который в смокинге ездит на Bentley.
— Каких ещё подвохов можно от них ожидать?
— С ними нужно быть осторожными. Там на заводах часто есть прайсы, согласно которым один и тот же вид ноутбука может быть 4-5 видов качества, и от этого будет зависеть его цена. Самый дорогой обычно уходит на экспорт в западные страны. Паршивое качество будет совершенно ничего не стоить и быть визуально похожим на кучу мусора, но люди и такое берут. Это легкая нажива: картиночку красивую сделал и продал.
— Под одним и тем же брендом делают товары разного качества?
— Да. Если я не ошибаюсь, в Гуанчжоу шьется каждая вторая пара обуви в мире. Ты приходишь в магазин и у тебя стоит три одинаковых вида кроссовок Air Max. Одни паршивые вообще, другие похожи больше на Air Max, но они расклеятся через месяца два, а третьи совершенно нормальные, только на них нет лейбла Nike (его можно купить в соседнем магазине).
— Но сам Nike об этом не в курсе?
— Конечно, нет. Более того, есть и другая схема: российские компании заказывают производство в Китае, а на продукции написано Made in Russia. Вот такие обманщики. Китайцы всегда будут тебя пытаться обмануть. Всегда и при любом раскладе, даже если он будет тебе казаться самым честным человеком на свете.
— Но это происходит на каком-то начальном этапе ведения бизнеса или на протяжении всего сотрудничества?
—Скорее всего в начале. Когда он понимает, что тебя не выгодно обманывать, он перестает это делать и идёт на скидки, на уступки. Наверное, это не только с китайцами, но и со всеми: сначала тебя все пытаются обмануть, а потом налаживаются нормальные партнёрские отношения. У меня друг возит одежду из Китая. Его партнёр сначала ставил ему суровый ценник, но после определенного количества времени стало проще: появилась возможность постоплаты, проценты стали ниже. Недавно друг к другу на свадьбу ездили.
— Как войти в доверие к китайцу?
— Покупать. Ты будешь давать ему деньги, и он будет тебе доверять. Больше ничего не надо.
—Как найти с ними общий язык? Потому что барьеров очень много: начиная от языка и заканчивая какими-то культурными особенностями.
—Сейчас всё немного не так. Это раньше, в 90-х, китайцы плохо разговаривали по-английски, по-русски. Сейчас они великолепно говорят на обоих языках. Такого барьера 100 % ты не встретишь. Если даже ты придешь на завод или куда-то на встречу с бизнес-партнером в Китае, ты в любом случае сможешь с ним поговорить. Он либо придёт с переводчиком, либо сам будет говорить на английском. Но всё больше тех, кто нацелен на бизнес с русскими, и пытается говорить на русском. Но, опять же, если ехать, например, в Шанхай или Гуанчжоу, там все говорят на английском – от мала до велика.
—Китайцы проявляют большую заинтересованность в ведении бизнеса с нами?
—Китаец всегда заинтересованы вести бизнес. Как и любому бизнесмену, ему главное продать. Будь то индус, который хочет купить у него маленький трактор, или русский мужик, который хочет привезти кучу чехлов для айфона и выгодно продать.
—Какие сферы бизнеса перспективны для выхода на китайский рынок?
—Одной такой нет. Любое начинание хорошо так, где у тебя нет конкурентов. Наверное, можно выделить торговлю с Китаем в принципе. Вот эти бизнес-отношения купи-продай – они всегда есть и будут. Сейчас один из наших постоянных клиентов – это магазин на диване. Это вот эти сумасшедшие увеличители губ, массажер для головы, летающая фея… Подобные вещи выгодно покупать и продавать в массы. Сейчас очень интересен туризм как бизнес с Китаем. Из-за курсовой разницы китайцам выгодно ехать к нам. Они всегда любили наше золото, часы, потому что они у нас более качественные. Сейчас в Суйфэньхэ те магазины, где продавали одежду, закрылись и на их месте появились магазины с русскими товарами: молоко, водка, коньяки, йогурты, просто вода. Кстати, у нас очень много запросов «гнать воду с Байкала». Вода, которая разливается в Иркутске, пользуется популярностью в Китае.
—Китайцы доверяют российскому бренду или им действительно нравится эта вода?
—Она им действительно нравится. У них продукты несколько иного качества. Например, молочка у них безлактозная, потому что у многих азиатов непереносимость, Несмотря на это, они любят наше молоко. У них нет таких сигарет, как у нас. Их сигареты просто невозможно курить. Китайский алкоголь тоже специфический. Наша водка любого бренда более качественная, чем их. Наши конфеты вкуснее, они более «настоящие». В Китае же везде используют заменители.
—Мы, наверное, говорим о торговле в приграничных территориях?
—Не только. Совершенно не только.
—Значит китаец даже в Шанхае может купить российские продукты?
—Я в магазинах и больших супермаркетах неоднократно видел товары российского происхождения. В Гуанчжоу проходит выставка товаров Кантонская ярмарка, куда съезжается весь Китай, и присутствуют представители со всего мира. Российские брокеры тоже приезжают, чтобы найти себе клиентов.
—Не помнишь, как выглядела упаковка? Просто есть примеры, когда у российских производителей не получилось успешно выйти на рынок, потому что они не адаптировали правильно дизайн упаковки для китайских покупателей.
—Точно такая же, за исключением наклейки на китайском. Например, «Монастырская вода» – так и было по-русски написано. Но, вообще, эта проблема есть у всех. Даже у интернет-бизнеса, который пытается выйти в китайский Интернет. У них он своеобразный до безобразия за счёт плохого качества связи, поэтому они придерживаются минимализма.
То же самое с товарами. По крайней мере так было до кризиса, потому что после я в Китае ещё не был. Тогда русский товар был изюминкой, которую не каждый может себе позволить и не каждый хочет. Как у нас какая-то шоколадка японская. Поэтому упаковка не имела никакого значения. Если выходить в масс-маркет, то, возможно, нужно заказывать китайских дизайнеров, чтобы они разрабатывали проект. Но я не вижу в китайских вкусах ничего сверхъестественного. Они, например, любят непонятных мультяшных животных.
—Ты упомянул интернет-бизнес. Знаешь какие-то конкретные примеры таких компаний?
—Много таких. Как только случился кризис, люди сразу попёрли в Китай с суперидеями: «я сделаю 100sp для китайцев», «я буду делать русские новости для китайцев»… Но у китайцев есть Taobao и свои другие сервисы, у них непонятные мессенджеры. Я когда установил WeChat, у меня случилась истерика: какие-то смайлики, игры, что-то непонятное. Они в принципе любят делать всё в одном, чтобы всё было функционально. Но это не всегда качественно получается.
— У них почти не пользуется популярность привычный нам Google…
— В свое время компания Google хотела зайти в Китай. Но им не разрешили это сделать и раскачали своё Baidu. А когда открыли Google, китайцам он уже был не нужен. У меня китайский телефон. Здесь сразу установлен Baidu, и пока ты не скачаешь другой браузер, сложно что-то искать в Интернете.
— Значит у тебя есть опыт работы с Baidu?
— Зачем? Я сразу установил Google. Просто Baidu на вменяемые запросы выдаёт ссылки на китайские сайты. Он не ищет глобально по всему Интернету.
— Давай вернемся к бизнесу с Китаем...
— Я зашёл недавно на московские сайты и удивился, сколько стало появляться тренингов для бизнесменов, где учат как зарабатывать работая с Китаем. Но никто никогда в жизни не расскажет тебе, как легко заработать денег, тем более с китайцами.
— Не бывает ничего лёгкого. Начиная от банального внешнеэкономического контракта, где можно натворить чудес. Все рассказывают, что это легко сделать самому. Сам ты этого никогда не сделаешь. Как минимум, тебе государство не даст это сделать. Потому что ты на этапе таможенного оформления столкнешься с такой горой вопросов, что тебе захочется заплакать и отправить груз обратно.
К нам недавно пришли люди, которые заказали мебель в Китае. Человек просто приехал в Китай и купил себе контейнер мебели для ресторана. Возвращается во Владивосток и понимает, что он не может его растаможить, потому что ему нужно сделать электронно-цифровую подпись и подготовить кучу документов. В это время у него капает хранение конское. В долларах. Помимо всего этого, груз нужно вывести, растаможить и заплатить государству проценты (пошлины, налоги, акцизные сборы).
— Непрофессионалам в этом не разобраться…
— Да. Таможня – это главная проблема человека, который захочет вести бизнес с Китаем. Допустим, я – человек, который в этом плохо разбирается, но хочет привезти станок для своего производства. Как физическое лицо я не имею права это сделать, поэтому сначала я должен открыть форму собственности. После этого с пакетом документов я еду к китайцам и заключаю внешнеэкономический контракт. Если сумма сделки более 50 тысяч долларов, нужно дополнительно решать дела с банком.
Допустим, я это всё сделал и даже перевёл деньги китайцу – 10 тысяч долларов за станок. Я приезжаю на нашу таможню и мне говорят: «Нет, ты не купил его за 10 тысяч долларов, ты нас обманываешь. У нас есть статистика, что он стоит 20 тысяч долларов. Вот Вася вчера привёз за 20». Ты показываешь все документы, но они говорят, что нужно платить как за 20 тысяч, а потом, если ты докажешь, деньги вернут.
— Что дальше?
— Груз подается под импорт 40 (Выпуск для внутреннего потребления. – Прим. ред.), таможится, тебе говорят, что без обеспечения не выпустят, поэтому ты закидываешь недостающую сумму – условный выпуск под денежное обеспечение. Если твои документы не устраивают таможенный орган, тебе говорят, что ты обманщик и эти деньги мы тебе не вернём. Ты идешь с этим решением в суд. По законодательству, чтобы подтвердить стоимость достаточно внешнеэкономического контракта, инвойса и спецификации (если имеется). Ты выигрываешь суд, идешь в таможню и заполняешь документы на возврат денег. У тебя обязательно найдут какую-то ошибку (не там поставил запятую, например), чтобы эти деньги не возвращать. В результате, они держат твои деньги год, а когда ты приходишь их получать, курс уже стал 60 рублей, поэтому фактически у тебя на руках полмиллиона, а не миллион, как было изначально. Вот это позанимался бизнесом, пойду дальше пить.
— Ты всё это проходил с клиентами?
— Наша компания – это лицензированных таможенный представитель и мы на этом съели собаку. Мы видим такие ситуации каждый день и от этого лезут волосы на голове, потому что обидно за честных людей. Конечно, есть много спекулянтов, которые пытаются обмануть государство, но много тех, кто пытается честно вести бизнес.
У нас был клиент, который возил активированный уголь в брикетах без обработки. Потом его здесь обрабатывал и делал фильтр для сигарет. Суть проблемы: этот товар идёт под одним кодом ТН ВЭД (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности – классификатор товаров, применяемый таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях проведения таможенных операций. – Прим.ред.). Этот код подразумевает сам товар и в нём не указана степень обработки товара или другие факторы, которые влияют на цену. Или я привёз, например, срубленное дерево, или обработанную мелкую дисперсию – таможне всё равно. Тебе говорят: «Это стоит доллар». А у тебя оно под 45 центов. Бери деньги, где хочешь.
— Как же вести бизнес?
— Никак. Опять же скажу, что это нелегко. Пускай себя не тешат надеждами ребята на стартапах, которые думают, что всё просто: сделаем сайт, что-то закажем, растаможим и продадим. Это нелегко.
— Но такой купи-продай бизнес процветает. Как же выживают мелкие предприниматели?
— Есть куча серых схем вывоза груза, о которых не принято говорить. Все прекрасно знают, как из Суньки (Суйфэньхэ. – Прим.ред.) вывозят помогаями тысячи-тысячи товаров.
В таможенном бизнесе куча серых брокеров, но я считаю эту ситуацию нормальной. Потому что, чтобы быть лицензированным таможенным представителем, тебе необходимо дать залоговую сумму государству в размере одного миллиона евро. Вот у нас сейчас в банке лежит эта сумма под банковской гарантией, чтобы мы могли подавать декларации за кого-то. Чтобы человек мог подать декларацию сам, ему необходимо изготовить электронно-цифровую подпись и заполнить декларацию. Но её нереально заполнить без подготовки – этому учатся на курсах и сдают регулярно экзамены для продления лицензии. Поэтому по Интернету ходит куча историй, как, например, пацаны сами пытаются растаможить 3D-принтер на протяжении года.
— Давайте поговорим об экспорте из России в Китай. Есть ли у вас такие клиенты и чем они занимаются?
— Их очень много, но тех, кто реализует себя – мало. Они занимаются лесом, соей, кукурузой, пшеницей… Всё, что можно употребить и переделать. Мы ничего не производим, кроме водки.
— А какие проблемы могут возникнуть на китайской таможне?
— Китайское законодательство. Допустим, к качеству мёда есть очень много требований, в том числе международных. Если ты хочешь продавать мёд, нужно провести все исследования, получить сертификат о происхождении, сертификат о качестве, разрешения в санэпидемстанции. После этого думать об экспорте. Но, как правило, это забота китайцев. В основном, наша задача – это доставить груз до границы и заматереть, а потом юридическая ответственность переходит на сторону китайцев.
— Как найти покупателя в Китае?
— Есть китайцы, которые занимаются поиском товаров. Есть российские компании, которые базируются в Китае и занимаются этим. Считаю, что это не проблема. Вопрос в другой – будет ли им нужно это сотрудничество на долгосрочную перспективу.
— Что вы можете посоветовать бизнесменам? Выходить за рамки примитивного «купи-продай»?
— Да, это основное. Бизнес по-российски – это купить у китайца и продать здесь русскому по-дороже. Это к бизнесу тяжело отнести, это форса. Ничего не производится, не создаются рабочие места. Только платится зарплата продавцу, но сейчас и продавцы уже не нужны, потому что развивается Интернет. Таким образом мы не развиваемся.
Поэтому, когда меня спрашиваю друзья «Жека, что делать? Как замутить?», я говорю, что нужно выходить за эти рамки: открывать свои мастерские, домашние уютные кафешки, делать всё самим.
У китайцев тоже с своё время было рисовое поле и ишак, а теперь у них стеклянные небоскрёбы. Потому что они в свое время начали покупать станки, что-то мастерить. Мы за всё время, пока торгуем с Китаем, тоже уже могли бы начать что-то изготавливать, шить одежду. Государство должно было этому способствовать. Но у нас дорогая электроэнергия, рабочая сила, колоссальные налоги. Поэтому не выгодно заниматься производством. Проще купить и перепродать.
Наш бизнес эволюционирует тогда, когда мы начнём помимо просто «купи-продай» делать что-то ещё. И он будет деградировать, если мы продолжим просто покупать у них.
Материал предоставлен агентством интернет-маркетинга «Точно»
Материал подготовила: Татьяна Яковлева, специалист по социальным медиа, журналист, копирайтер
Уважаемые пользователи туристического портала о Китае — VISITCHINA.RU
— в комментариях запрещено размещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию,
клевету, нецензурные оскорбления в адрес кого-либо, способствующих разжиганию религиозной,
расовой и национальной розни, призывающих к экстремистской деятельности. Все подобные
сообщения будут удаляться администрацией сайта. Будьте взаимно вежливы и уважайте мнение
друг друга. Спасибо за понимание.
Знакомьтесь: Цзао-ван. Китайский бог кухонного очага. Благочестивые китайцы перед новым годом стремятся всячески задобрить его, собирающегося в дальнюю дорогу. А улетает он, между прочим, на небеса, к Яшмовому владыке. И, кстати, не просто так, повидаться, а с чемоданом компромата на всю семью, который старательно Кухонный бог собирал, наблюдая в течение года за всеми поступками своих хозяев. Почему он ябедничает?
Отзывы:
Выберите удобную для вас форму комментариев:
Комментариев еще нет
Чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться
Уважаемые пользователи туристического портала о Китае — VISITCHINA.RU — в комментариях запрещено размещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, нецензурные оскорбления в адрес кого-либо, способствующих разжиганию религиозной, расовой и национальной розни, призывающих к экстремистской деятельности. Все подобные сообщения будут удаляться администрацией сайта. Будьте взаимно вежливы и уважайте мнение друг друга. Спасибо за понимание.