Монастырь Джоканг – «Дом Господа»

Монастырь Джоканг – «Дом Господа»
Самое священное место Тибета – это монастырь Джоканг в городе Лхаса. Именно здесь проходят обряды посвящения все Далай-ламы и Панчен-ламы. Именно здесь ежегодно проводится фестиваль Великой молитвы. Монастырю Джоканг 1 400 лет. На нашей планете очень мало святынь, которым почти полторы тысячи лет и которые при этом находятся в прекрасном состоянии.

Монастырь Джоканг вы узнаете легко. Он находится в центре города Лхасы, в километре пути на восток от дворца Потала. Здание монастыря четырехэтажное, довольно массивное и на крыше его сверкают две золотые лани и колесо, изображающее дхарму, символы раннего буддизма. Для человека, совершающего паломничество к святыням буддизма, эти изображения означают, что цель его трудного пути достигнута.  

Основные постройки монастыря датируются VII веком, большая реконструкция храма проходила в XVII веке, когда правил пятый Далай-лама. Но многие росписи и статуи не такие древние – их датируют XVIII и XIX веками.

Джоканг

Кто только не пытался разорить монастырь Джоканг за долгие полторы тысячи лет. Он страдал и от монгольского вторжения, и во время  оккупации Тибета в 1959 году. Китайская культурная революция 1966-1976 годов оказалась для него самым  разрушительным событием. Революционные солдаты сжигали бесценные древние тибетские рукописи, чтобы согреться у костра. В стенах храма был устроен свинарник. К сожалению, таких «культурных революций» было немало в разные времена и в разных странах.

Итак, вы подходите к монастырю Джоканг, и первое, что вы видите у входа – это стела высотой в три метра. Она была установлена в 823 году и на ней можно прочесть надписи на тибетском и на китайском языке. Они гласят о том, что между государствами Тан и Туфань заключен союз, в знак которого состоялось бракосочетание танской принцессы и правителя Тибета.

Легенды рассказывают, что принцесса Вэньчэн исследовала место, где сейчас стоит монастырь, с помощью фэншуя, и сказала, что его можно считать телом огромной демоницы. Причем там, где озеро – это гениталии демоницы, а там где храм Потала – там ее сердце. Чтобы уничтожить демоницу, царь Тибета Сонгцен Гампо в 639 году повелел озеро осушить, на этом месте храм построить, а вокруг воздвигнуть монастыри и ступы, которые окончательно пригвоздят демоницу к земле и лишат ее сил. С тех пор храмовый комплекс рос, расширялся, и сегодня занимает площадь два с половиной гектара.
 
Надо сказать, что жизнь храма Джокханг отнюдь не музейная. С утра здесь проходят службы для верующих, а туристов сюда пускают только после обеда. Прежде чем зайти в храм, паломники совершают три религиозных круга вокруг него – три коры.

Кора на тибетском языке означает обход паломником святого места, который делается по часовой стрелке, то есть вслед за вращением Солнца. Во время коры человек совершает переосмысление и переоценку своей жизни. По пути к храму Дхокханг паломник совершает три коры: первая вокруг всего города Лхаса, вторая вокруг храма по улице Баркхор, и третья уже внутри стен храма.

В центральном зале монастыря находится главное сокровище – золотая статуя Будды Шакьямуни. Высота ее полтора метра, и она символизирует Будду в подростковом возрасте – в 12 лет. Принцесса Вэньчэн привезла ее как приданное в 641 году. Предполагается, что статуя была изготовлена в Индии. Статуя Будды украшена драгоценными камнями и ее окружают скульптуры царя Сонгцен Гампо и его жен. И царь, и китайская принцесса Вэньчэн, и непальская принцесса Бхрикути много сделали для того, чтобы буддизм стал основной религией в Тибете.

В монастыре есть статуя Палден Лхамо. Её считают основной защитницей Лхасы и Далай-ламы. В группе из восьми защитников Дхармы она – единственная женщина. Предания гласят, что она убила своего ребенка, чтобы прекратить бесконечные войны.

Джоканг

В монастыре Джоканг хранится много исторических ценностей. На первом и втором  этаже павильона Будд, например, сохранились деревянные колонны, двери и резьба по дереву, выполненная в VII веке. Туристов пускают в монастырь едва на один час, и потому многие стараются прийти сюда еще и еще раз, полюбоваться на тысячелетней древности стропила, колонны, живописные рельефные орнаменты, изображающие богов и богинь. Под карнизами кровли выстроились в ряд 108 фигур сфинксов. У них туловища льва и лица людей. Пышно и в то же время строго выглядит бронзовая инкрустация. Множество бронзовый скульптур выполнены в танском стиле, и на них есть дата изготовления. Танка с изображением ваджу Давидэ была подарена монастырю минским императором Юнлэ, о чем свидетельствует дарственная надпись. Более полусотни ящиков и более сотни папок хранят собрание большого тибетского канона «Трипитака». Обложки текстов сделаны из сандалового дерева.

Перечислить все сокровища, все священные тексты, которые хранятся в монастыре Дхоканг, в принципе невозможно. Полторы тысячи лет бурной истории в двух словах не изложишь. Стоит только подчеркнуть, что в архитектуре, в дизайне монастыря сочетаются традиции древнекитайского зодчества, стили Тибета, Непала и Индии. Невозможно отвести глаз от позолоченных черепиц, оленей, молитвенных колес, мифических животных и птиц, которые блестят на ярком солнце. Их неземную красоту особенно подчеркивают суровые горы Гималаи, виднеющиеся вдали.

Паломника, приходящего в монастырь Джоканг, охватывает чувство благоговения, потому что он  приблизился к  мифическому сердцу Тибета и находится совсем рядом со  входом в потусторонние миры. Все это бесчисленное множество скульптур, резьбы, позолоты такое старинное, такое подлинное, что мысли о новоделе не возникает совсем. Наоборот, начинаешь думать о том, что когда в Европе люди жили в пещерах и едва научились разжигать огонь, здесь, в сердце Тибета, уже была высокоразвитая цивилизация. И это сердце Тибета все еще живо, все еще бьется ровно и сильно.

Джоканг

Монастырь Джоканг уже полвека назад был занесен в число главных культурных объектов Китая, охраной которых занимается государство. А в 2000-м году монастырь включен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Монастырь Джоканг привлекает верующих всех школ тибетского буддизма. Его служители проявляют сердечную веротерпимость ко всем религиям, школам, течениям и учениям. Монахи читают молитвы, проводят обряды и праздники, паломники предаются медитациям, обрядовым простираниям, в чем вы можете убедиться сами, придя сюда с утра пораньше. И еще с крыши монастыря открывается неповторимый вид на город Лхаса, на дворец Потала, храмовый комплекс Норбулингка и монастырь Сера.

Для верующих монастырь открыт с 8.00, для туристов с 11.30 до 17.30. Стоимость посещения 70 юаней. Чтобы получить разрешение на фотографирование, нужно заплатить 90 юаней. Время посещения для групп туристов ограничено одним часом. За это время вы успеваете осмотреть галерею тысячи Будд, центральный зал, и сфотографировать золотую крышу храма.

Другие достопримечательности Лхасы.
Хуньчунь

Комментарии:

Выберите удобную для вас форму комментариев:
 

Комментариев еще нет

Чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться


Уважаемые пользователи туристического портала о Китае — VISITCHINA.RU — в комментариях запрещено размещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, нецензурные оскорбления в адрес кого-либо, способствующих разжиганию религиозной, расовой и национальной розни, призывающих к экстремистской деятельности. Все подобные сообщения будут удаляться администрацией сайта. Будьте взаимно вежливы и уважайте мнение друг друга. Спасибо за понимание.