История Суйфэньхэ

История этого уникального городка на самой границе с Россией развивалась по классической синусоиде – взлеты экономического развития города перемежались с глубокими падениями. Безусловно, причиной этого всегда было географическое положение города – в этом его везение и беда.

Еще в конце позапрошлого века Суйфэньхэ не существовал на карте – на его месте стояло несколько крохотных приграничных поселков.

Отправной точкой в истории Суйфэньхэ стала станция Пограничная (именно такое – русское – название изначально было у городка), которая стала в свое время первой ласточкой в строительстве Китайско-Восточной железной дороги. Сегодня это местный железнодорожный вокзал, который для многих русских стал родным. Подъезжая к Суйфуньхэ из многих китайских городов, русские туристы вздыхают: «Уже дома!» Именно благодаря строительству этой железной дороги Суйфуньхэ и стал впоследствии родным городом для русских.

Предприимчивые дельцы практически сразу оценили уникальность географического положения городка. В Суйфуньхэ, как грибы, стали расти представительства иностранных держав, за что Суйфэньхэ окрестили «Поселком флагов», в результате чего город очень быстро стал третьим по значимости населенным пунктом Северо-Восточного Китая.

Свой уникальный статус Суйфэньхэ потерял резко – в тяжелые для всего Китая годы японской оккупации: железнодорожное сообщение между Россией и Китаем было заблокировано. Открылось оно только после освобождения красноармейцами северо-восточной части Китая, и Суйфэньхэ, как излюбленный герой китайских мифов – птица феникс – снова возродилось из политического небытия. Суйфэньхэ сразу же получил статус города международного значения, и снова зажил своей пестрой неугомонной жизнью на несколько стран. Уже в 50-е годы объем импорта и экспорта в городе достиг двух миллионов тонн – город вовсю использовал преимущества своего положения. Но – снова падает синусоида – наступает культурная революция, Суйфэньхэ становится коммуной и последующие три десятилетия живет в статусе богом забытого захолустья.

В 1982 году городок снова продемонстрировал чисто китайскую живучесть – возобновилась приграничная торговля. В начале 90-х же Суйфуньхэ стал расцветать буквально на глазах – правительство провинции Хэйлунцзян объявило его экспериментальным районом приграничной торговли…И понеслось – сейчас уже трудно понять, является ли город лицом Китая со всей его предприимчивостью или же лицом русского туриста таким, каким он не стесняется быть.

С 1992 года город носит гордое звание открытого приграничного города-порта государственного уровня, что позволяет ему пользоваться всеми вытекающими из этого льготами. Международные отношения процветают, туристы не покидают город, пользуясь уникальной возможностью получить весь спектр услуг за совершенно смешные в России деньги, Суйфэньхэ становится Сунькой, а китайские гуньян (девушки) массово превращаются в кунь. Бизнес «помогаев» выводит город на совершенно иной уровни, от деревни на его месте не остается и следа.

Сегодня город снова переживает не самые лучшие времена - таможня перестала давать добро потоку помогаев, что не замедлило сказаться на торговых оборотах города. Но уже вряд ли что-нибудь вернет Суйфэньхэ к былому статусу захудалого поселка. Да и русские туристы не перестают снова и снова ездить в город, который встречает родным языком и фантастически низкими ценами.

В мае 2007 года президент России Владимир Путин оставил Суйфэньхэ надпись: «Российско-китайская дружба — это взаимопонимание, доверие, общие ценности и интересы, мы будем помнить прошлое, с надеждой смотреть в будущее». В глазах российского народа Суйфэньхэ уже стал показательным городом китайско-российской дружбы.


Список пуст