Историческая справка

Историческая справка
В конце XIX века в России развернулось строительство Сибирского железнодорожного пути, который должен был связать центр с дальневосточными владениями. К тому моменту полотно довели до Забайкалья, а чтобы провести трассу напрямую – через Монголию и Маньчжурию – требовалось согласие Китая. Через два года, в точке пересечения будущей КВЖД и реки Сунгари, был заложен город Харбин – административный центр будущей магистрали. Девятого июня 1898 года из Хабаровска прибыло Строительное управление КВЖД – эта дата и стала днем рождения Харбина.

В настоящее время китайские власти отказываются признать эту дату, настаивая на том, что Харбин уже существовал до прихода русских. Они мотивируют это тем, что Харбин – китайский город, и часть его русской истории, несомненно, важна в истории города, но это лишь часть.

Постепенно дата основания города превратилась в вопрос большой политики, так что, Харбин, наверное, единственный город в мире, у которого нет официального дня рождения.

Скорость, с которой создавался город, можно сравнить разве что с темпами ударных комсомольских строек. План городской застройки был одобрен в Петербурге – в Харбине есть даже Большой проспект и Сенная площадь. За считанные годы был возведен громадный комплекс зданий Управления дороги, проложены самые широкие и длинные на Дальнем Востоке проспекты, возведены больницы, школы, жилые дома для служащих и рабочих КВЖД. Принадлежащие государству здания были кирпичными или каменными, имели центральное отопление и водопровод – неслыханное дело для цивилизованной Европы того времени.

Харбин активно заселялся рабочими, которые приезжали сюда в поисках хорошо оплачиваемой работы; инженерами, руководящими строительными процессами; интеллигенцией, призванной обучать, лечить и тех и других; и, конечно же, людьми культуры и искусства.

В те далекие годы харбинцы смотрели балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро», слушали симфонические концерты, выступления Вертинского и Шаляпина, ходили на постановку оперных спектаклей. В Николаевском соборе исполнялись хоровые произведения Д.Бортнянского, А.Гречанинова, П.Чеснокова и других русских композиторов. Кроме того, развивалась научная мысль – до середины 30-х годов в Харбине профессионально занимались краеведением, археологией, востоковедением, этнографией.

Казалось, что так будет всегда. Даже революционная волна не добежала до Харбина, затерявшись на просторах Сибири. Осталось много письменных источников, в которых отмечалось, что персонал КВЖД не ощутил политических перемен. Единственное, что не могло остаться незамеченным – приток новых людей. После революции из России в Харбин бежало около 200 тысяч человек.

Все исследователи отмечают тот факт, что в Харбине сложилась уникальная ситуация, когда не страна меняла эмигрантов, а эмигранты – страну. До середины двадцатого века это был практически единственный город в мире, где сохранилась старая русская культура, не уничтоженная, как в Советском Союзе, и не искаженная до абсурда, как в Париже, Берлине и Нью-Йорке. Это был удивительный островок дореволюционной России, где все оставалось по-прежнему: православные церкви, гимназии, газеты, театры. В городе было все русское – отель «Модерн», гигантский торговый центр Чурина и мелкие частные магазины с русскими вывесками. Зимой извозчики запрягали тройки, по замерзшей Сунгари дети катались на коньках, а на Рождество и Крещение устраивались традиционные купания в проруби. В киосках наряду с местными газетами «Заря» и «Харбинское время» можно было купить советские издания – «Правда», «Известия», «Крокодил». В Харбине эмигрантов из Советской России ожидали не только работа и кров, но и привычный русский уклад жизни. Поэтому, в отличие от русских беженцев в Европе и Америке, эмигранты-харбинцы не чувствовали себя здесь изгоями.

В 1930 году в Харбине проживал о почти полтора миллиона русских эмигрантов и всего полмиллиона китайцев. Китайские представители хоть и возглавляли местную администрацию, реальной власти в городе не имели. В СССР в это время шла коллективизация, раскулачивание, показательные процессы и репрессии, а в Харбине в универсальном магазине купца Чурина даже зимой торговали свежей клубникой.

Но это были последние годы счастливой и беспечной жизни русского Харбина.

Японцы, захватившие Маньчжурию в 1932 году и образовавшие там марионеточное государство Маньчжоу-Ди-Го, стали активно вытеснять СССР с КВЖД. Установление оккупационного режима в Маньчжурии ознаменовало начало нового периода в жизни российской эмиграции. Их лишили политических, экономических и социальных прав, а после вынужденной продажи советской стороной своих прав на КВЖД. В 1935 году японское давление на эмиграцию усилилось настолько, что спровоцировало массовый исход русских из Маньчжурии в Шанхай, Тяньцзин, на юг Китая. Одни устремились в Северную и Южную Америку, в Австралию и Африку, другие, на свою беду, решили вернуться в СССР. Те же, кто остался, стали активно сотрудничать с японскими властями, причем отношение к ним и в эмигрантской среде, и среди самих японцев было негативным, если не сказать презрительным.

Так было до 1945 года. 2 сентября произошли два события мирового и местного значения. Первое – радостное – Япония подписала акт о капитуляции: второе – трагическое – представители советской власти в Харбине устроили большой прием в честь победы над Японией. На него созвали всю интеллигенцию города – ученых, инженеров, музыкантов. Прямо с этого торжественного ужина их под конвоем отправили на вокзал, затолкали в теплушки и увезли. До сих пор никто не знает, куда ушел этот поезд, и что стало с теми людьми. Старые харбинцы вспоминают, что поздней осенью 1945-го, когда советские войска покинули город, население Харбина не досчиталось миллиона (!) человек. Русский эмигрантский Харбин умер, хотя его вялотекущая агония продолжалась еще почти десять лет – до смерти Сталина и начала «культурной революции». В середине 50-х Харбин покинули последние русские, из тех, кто хотел уехать. Однако девятьсот человек так и не уехали из Маньчжурии – они родились в Харбине, другой родины не знали, и переезжать в другие страны им было страшно. Эти люди пережили все следующие кошмары: голод, «культурную революцию», китайско-советский конфликт из-за острова Даманский.

В начале XXI века в 6-миллионном городе проживало около 10 (!) русских, в большинстве своем весьма преклонного возраста – самой молодой прихожанке единственного православного храма было больше 70 лет.

Современный Харбин – город из стекла и бетона с широкими улицами, в котором практически не осталось ничего русского – такое впечатление, что со времени, когда этот город фактически принадлежал России, прошло не пятьдесят, а пятьсот лет.

Важно отметить, что в Харбине нет построек, возведенных в период существования СССР. Как будто такого государства вообще не было. Только одно строение того времени осталось нетронутым – место, где захоронены советские воины, погибшие при освобождении Маньчжурии в 1945 году. Даже во времена «культурной революции», когда хунвэйбины жгли и крушили все советское, на эти надгробия ни у кого не поднялась рука.

Так дореволюционный Харбин словно шагнул через десятилетия и оказался в 90-х годах XX века, когда все русское снова стало модным.

Хуньчунь

Отзывы:

Выберите удобную для вас форму комментариев:
 

Комментариев еще нет

Чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться


Уважаемые пользователи туристического портала о Китае — VISITCHINA.RU — в комментариях запрещено размещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, нецензурные оскорбления в адрес кого-либо, способствующих разжиганию религиозной, расовой и национальной розни, призывающих к экстремистской деятельности. Все подобные сообщения будут удаляться администрацией сайта. Будьте взаимно вежливы и уважайте мнение друг друга. Спасибо за понимание.