Путешествие на Запад по следам караванов Великого Шелкового пути. Часть 1: Провинция Шэньси

Путешествие на Запад по следам караванов Великого Шелкового пути. Часть 1: Провинция Шэньси

Совершить в Китае путешествие по Великому Шелковому пути означает окунуться в древний и мистический мир китайской цивилизации. Две недели по следам торговых караванов открыли перед нами тот самый таинственный и мало кому известный западный Китай, о котором все говорят, но мало кто видел.



Главными отрезками китайской трассы Великого Шелкового Пути стали провинции Шэньси, Ганьсу и автономный район Синьцзян. Перед тем, как основательно начать наше путешествие на Запад, один день мы провели в пещерах «Лунмэн» города Лоян в провинции Хэнань, потому как в древности именно этот город служил истоком проникновения восточной цивилизации в Средиземноморье.
Пещеры «Лунмэн» являются одним из трех великих пещерных комплексов Китая, наряду с «Майцзи» и пещерами «Могао». Все они, кстати, встречаются на Великом Шелковом пути. За 600 лет китайцы, веруя, что если вырезать в скале фигуру Будды, даже небольшую, на тебя снизойдет удача и улучшится карма, создали целый город Будд разных размеров - от нескольких сантиметров до 30-50 метров.

«Если ты богатый, то мог с помощью работников выдолбить большую пещеру и огромного Будду, а если бедный - то маленьких и своими руками. У некоторых людей на это уходила вся жизнь», - рассказала гид-переводчик Маша.
После обзора километровой сети гротов и неудачной попытки подсчитать примерное количество жителей «будда-мира», мы на ночном поезде, наконец, очутились в провинции Шэньси, откуда брал свое начало легендарный торговый путь на запад.

ШЭНЬСИ
Мы прибыли в город, древнее название которого переводится как «западный путь». Именно Сиань, столица провинции, одно время был местом назначения караванов, которые следовали по Великому Шелковому пути.
«Сейчас Сиань крупный город и очень современный», - рассказал наш гид – китаец Юй Ли, пока мы ехали на главную Городскую стену. «И именно здесь во втором веке до нашей эры взял начало Великий шелковый путь, благодаря которому Западный мир узнал о Китае. Шелковый путь не только был проводником торговли, но также стал связующим мостом для обмена идеями и культурой между многими народами Евразии. Из Сианя он шел на запад, в города провинции Ганьсу - Ланьчжоу и Дуньхуан, где путь раздваивался: Северная дорога шла через столицу Синьцзяна Урумчи и вела в степи современного Казахстана, а Южная - через пустыню Такла-Макан в Персию и на Ближний Восток. Великий Шелковый путь функционировал вплоть до 16 века и на протяжении всей своей истории он был окутан ореолом загадочности, романтических приключений и опасности».
В центре Сианя почти в идеале сохранилась главная Городская стена, длиной в 14 километров. Расчет на то, что по её ширине могли разъехаться две сторожевые колесницы, сейчас дает «билет» на экзотическое удовольствие - прокатиться по древней стене на велосипеде за 40 юаней с человека, наблюдая город сверху и восхищаясь его контрастами - от современных небоскрёбов до пагод и деревянных ворот исторического центра. Кстати, за счет простора и наличия транспорта городская стена Сианя ценится туристами даже больше, чем Великая Китайская стена. Очередное подтверждение, что не все, что больше – лучше.
«Вам еще не рассказывали легенду про гуся, который летел над городом, упал и превратился в монаха? Ее все в Сиане рассказывают», - сказал наш китаец. Оказалось, что на месте падения гуся возведены две знаменитых пагоды, которые входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, – Большого гуся и Малого. Интересно, что они пережили несколько землетрясений и даже ударов молнией, но устояли, поэтому китайцы верят в священность этого места, а легенду считают правдивой.
После долгой прогулки, шагая уже по ночному городу, нам посчастливилось сделать фотографию на фоне двух знаменитых сианьских башен – Колокольной, от которой исходят четыре главные улицы города, и Барабанной, от которой начинается Старый мусульманский город. Насладившись волшебным видом светящихся строений, мы недолго думая, отправились в многолюдный и шумный мусульманский квартал на поиски вкусностей. Пряные, сладкие запахи, шкворчанье воков, дымовая завеса от многочисленных жаровен, а рядом кашемир, шелк, нефрит и жемчуг вместе с другой традиционной китайской мелочью.
Искушение попробовать и купить все плясало бешеными огоньками в наших глазах, поэтому, наш Юй Ли благоразумно ограничил нас во времени и вытянул оттуда, пообещав, что еще будут места, где можно потратить деньги, а сейчас нужно отдохнуть, потому что на следующий день нас ждало «восьмое чудо света» - Терракотовая армия.
Час езды на автобусе утром следующего дня и вот мы здесь. Если вы любите историю, вам подойдет этот музей. У меня осталось довольно мрачное ощущение кладбища. Не то место, куда хочется вернуться, хотя бы из-за необъяснимого обострения чувства самосохранения. Однако, это место однозначно в списке must go. Юй Ли, наш любитель преподносить все эффектно, повел нас по павильонам в обратном порядке, начиная с третьего.
«Имеет смысл сначала осмотреть самые разрушенные фигуры, и напоследок насладится бесконечной армией, которую можно наблюдать в первом павильоне», - объяснил он нам.
Терракотовая армия произвела на нас, зеленых, колоссальное впечатление, вызывавшее одновременно восхищение мастерами и недоумение современного человека менталитетом правителей прошлого. Ощущалась очень мощная энергия, казалось, что эти воины по сей день ждут приказов своего грозного господина и в случае чего пойдут дальше - через стены, туристов, нас. А их господин, первый император Китая Цинь Ши Хуан, просто на просто хотел обеспечить себе блестящую жизнь «на том свете» и приказал построить более восьми тысяч полноразмерных терракотовых статуй воинов в натуральную величину, с лошадьми и колесницами. (чтобы и на том свете быть во всеоружии) Несмотря на положительные заслуги перед государством - ему удалось объединить Китай и соединить все звенья Великой Китайской стены - как личность Цинь Ши Хуан был безжалостным и жестоким, поэтому даже после смерти, в случае войны, он желал быть во всеоружии. Хотя у меня сложилось впечатление, что при жизни он просто был безумно одинок. Так бывает со всеми великими людьми.
«Вечером у вас будет свободное время в Сиане. Можете снова вспомнить, что вы в современном Китае», - сказал Юй Ли, с удовлетворением глядя на наше отсутствующее выражение лица и явное нежелание воспринимать слово «современный». «А завтра нас ждет последнее приключение в Шэньси - восхождение на гору Хуашань». (объединить цитаты)
Итак, скажу сразу, в тот момент невольно сложилось впечатление, что гостеприимные китайцы решили испытать нас на прочность. Сначала многочасовые прогулки по скале, в которой со всех сторон тебя сканируют тысячи буддистских глаз, затем нам продемонстрировали всю мощь императорского Китая в лице терракотовой армии, где одна только лошадь весит больше ста килограммов, а на середине нашего «путешествия на Запад» решили отправить нас на «тропу смерти» в горы Хуашань.
«Не берите с собой много вещей и приготовьтесь. Вы никогда не пожалеете об этой поездке!», - сказал нам Юй Ли. В этом он оказался прав, но придушить его за такой «сюрприз» желание все же было.
Километровые горы Хуашань, пять пиков которого расположены в форме цветка, для многих путешественников считаются самым опасным туристическим маршрутом мира, хотя в древние времена гора была местом уединения для многих монахов отшельников, странствующих по Великому шелковому пути. Из нашей группы в шесть человек, «почувствовать себя монахами» согласились только трое.
Кто пожалел о своем решении больше – сказать сложно. Наш путь начался с крутой лестницы в гору. Чем выше мы поднимались, тем красивее перед нами открывались виды, но и смотреть вниз становилось страшнее. Больше всего порадовало то, что дорога не была однообразной – это не позволяло расслабиться - до самого низкого участка горы Северного пика (1640 м) мы уже шли по выдолбленным в скале ступеням. При переходе от Северного пика к Южному, стиснув зубы, наша троица «героически проигнорировала» канатную дорогу и, в прямом смысле обнявшись со скалой, двинулась по той самой тропе смерти. На высоте почти двух километров, по деревянной дорожке шириной в три досочки, которые, кажется, держаться на одном даосском благословлении, мы двигались наперекор своему страху. К скале были прибиты, причем не так давно и только когда иностранцы зачастили, массивные цепи, которые были единственной гарантией нашей безопасности. В общем, почему «тропа смерти», очевидно сразу: другого названия и не придумаешь. Отшельники, судя по всему, были отчаянными и бесстрашными, раз передвигались таким способом. Морально преодоление такого экстремального маршрута дается непросто - нужно самообладание и концентрация. Несмотря на первое впечатление, на самом деле дощечки и железные цепи прикреплены-то намертво, а вот крепки ли настолько же ваши нервы, известно только вам. Не знаете? Тропа смерти отличный способ проверить!
В итоге тех, кто преодолел страх, в конце пути ждала награда - непередаваемой красоты панорама с самого высокой точки Хуашань - Южного пика (2154 м). Сказать, что мы были горды собой, не сказать ничего. Кажется это то чувство, ради которого стоит жить. Как ни странно, в памяти отложились многочисленные красные ленточки «на счастье» и «памятные замочки» на страховочных цепях. Как мы узнали позже, для кого-то они стали самым настоящим памятником, потому как все же не все смельчаки прошли по тропе смерти до конца и улетели в бездну.


Софья Коротина, специально для National Geographic Traveler