Как работают исинские мастера.

Как работают исинские мастера.

Я очень хочу познакомить вас с Сун Ли Фан (荪利芳). Это молодая, яркая, удивительно гармоничная и строгая женщина – мастер по изготовлению чайников из исинской глины. Почему именно с ней? Потому что с ней интересно.

Сун Ли Фан профессионально занимается изготовлением чайников. Это ее призвание. Это ее образ жизни. И это ее самореализация. Много лет назад ее учителем был известный в Китае мастер - Гу Чжи Пэй (顾治培). Говорят, что сейчас она во многом превзошла своего учителя и привнесла в его стиль много собственных идей.

Работы Сун Ли Фан находятся на том уровне, когда они еще доступны по цене, но уже безупречны по исполнению. Четыре ее чайника занимали первые места в Исинских соревнованиях. Крупнейший китайский телеканал ССТV снял про нее несколько передач. Ее работы навсегда выставлены на почетный стенд в государственном музее чайников в Исине. Изготовление чайников для Сун Ли Фан – это не просто ремесло, для нее это нечто большее. Теперь вы понимаете, почему мы отправляемся именно к ней? Мы проведем у нее в мастерской какое-то время и посмотрим вживую на то, как создаются чайники.

Ее мастерская начинается с цветов. Это очень необычно. Живые цветы в мастерской я не видел в Исине больше ни у кого. Сун Ли Фан рассказывает, что чайники не терпят спешки. Для того чтобы создать действительно хороший чайник, мастер должен быть полностью расслаблен, отключен от внешнего мира и сосредоточен на работе.


Цветы в исинской мастерской.


Сун Ли Фан - мастер по исинским чайникам.

Прежде чем приступить к изготовлению чайника, мастер создает эскиз, а затем и чертеж. На чертеже обязательно указываются все размеры. И последующая работа над чайником идет в соответствии с этими размерами.


Так выглядит эскиз исинского чайника.

Вся работа над чайником производится вот на таком круге. Он похож на гончарный, только намного меньше и легче. Он выполнен из металла и установлен на хороший подшипник. Одним прикосновением круг можно раскрутить так, что он будет вращаться несколько минут. Именно это позволяет делать идеально ровные изделия с безупречной геометрией. Такие круги-подставки без исключения стоят на рабочем столе каждого мастера. Это центр рабочего пространства.


Вращающийся металлический круг на подшипнике - именно на них мастера работают с исинскими чайниками.

Для изготовления чайника используется масса разнообразного инструмента. Всего более пятидесяти различных видов. Колотушки, молотки, лопатки, специальные ножи, спицы, циркули и т.д. Каждый из них имеет свое название на китайском. Запомнить их невозможно. Я даже не стал пытаться.

Процесс изготовления чайника включает несколько этапов, которые следуют один за другим в строгой последовательности. Прежде всего замешивается глина. Десятилетие назад мастера замешивали глину самостоятельно. Сейчас чаще ее покупают уже готовую у профессиональных поставщиков.

Затем изготавливается тело и донышко чайника. И тут есть очень важный момент, на который я хотел бы обратить особое внимание. В старину тело чайника изготавливали из глиняной полосы. Глина раскатывалась особым образом, и из нее формировали полосу длиной 20-30 сантиметров и шириной 5-7 сантиметров, затем концы этой полосы соединяли и очень аккуратно формировали из нее тело чайника. Операция эта невероятно трудоемкая, занимает несколько дней и требует мастерства. Сейчас это «олдскул». По такой технологии изготавливаются лишь единичные, самые дорогие чайники. Большинство же исинских чайников зарождаются вот в таких формах. Эта форма выполнена из специального пористого материала, который активно впитывает влагу. После того как глина помещена в форму, она довольно скоро твердеет и уже через несколько часов готова к дальнейшей работе.


Форма для изготовления тела чайника. Это какой-то специальный пористый материал, который активно впитывает влагу.

После того как изготовили тело и донышко, они прикрепляются друг к другу и фиксируются. А потом мастер тратит много времени на то, чтобы загладить место крепления - чайник должен быть безупречен на всех этапах производства. Параллельно изготавливаются носик и ручка.

На том месте, где будет носик, специальным инструментом мастер делает перфорацию. Это и есть тот самый фильтр, который не позволяет чаинкам прошмыгивать в чашку.

Затем носик и ручка крепятся к телу чайника, и места крепления аккуратно заделываются с помощью специальных лопаток. Мастер наносит новые и новые слои глины миниатюрной лопаткой, разглаживая их таким образом, чтобы чайник смотрелся как литой.


Полировка швов. Это очень важно. Места крепления носика и ручки к телу чайника не должны быть заметны.

Затем начинается долгая и кропотливая работа над геометрией чайника. В течение нескольких дней мастер устраняет все неровности и шероховатости. Чайник должен быть безупречным.


Чайник должен быть безупречным.


Полировка горлышка. Суперфиниш.


Калибровка горлышка.



Подгонка.


В процессе работы мастера часто дуют на свои чайники.



Все излишки глины, которые снимаются с чайника, складываются в отдельную кучку. Потом они будут использованы повторно.

С помощью вот такой лопатки выскабливаются внутренние стенки чайника. Эстетичность чайника изнутри не менее важна, чем снаружи.


С помощью лопатки выскабливаются внутренние стенки исинского чайника.


Изнутри чайник должен быть такой же гладкий, как и снаружи.

А печать мастера на донышко наносится вот так. Чайник переворачивается и устанавливается на подставку. Затем одним точным и сильным движением мастер выбивает печать с внешней стороны.


Чайник переворачивается и устанавливается вот на такую деревянную подставку.


Затем на донышко ставится печать мастера.


Одним сильным и точным движением.

После того как работа над чайником закончена, наступает этап его украшения. Иероглифы и символы, нанесенные на чайник, всегда имеют очень глубокий смысл. Китайцы верят в символы. Но когда дело касается чайников – символы превращаются в культ. Мастер может нанести любую надпись или изображение, если чайник готовится под заказ.

Изображение можно выгравировать либо нанести специальным карандашом, а затем зафиксировать специальным прозрачным лаком. Такие нарисованные изображения удивительно долговечны и не выцветают со временем. Но они хорошо смотрятся обычно на светлых чайниках. Для темных же пород глины лучшим образом подходит гравировка.

Далее следует этап обжига. Некоторые мастера обжигают чайники самостоятельно. Некоторые – отдают на обжиг профессионалам. Чтобы крышка чайника не прилипла к его телу во время транспортировки до печи, чайник посыпают мельчайшей песчаной пылью.


Уже готовый, но еще сырой, не обожженный чайник.


Чтобы крышка не прилипала к телу, чайник посыпают мельчайшим песком.



В печи он проходит несколько циклов обжига. И уже через два дня таким чайником можно будет пользоваться.

Сун Ли Фан сфокусирована на деталях. Она не может позволить себе выпустить чайник, в котором что-то, даже самая мелочь, будет сделана не безупречно. На изготовление одного чайника у нее уходит в среднем полторы-две недели. Два изделия в месяц. Это норма для чайников такого уровня. Это я и называю колдовством.

На массовом рынке ее чайники не продаются. 70% своих работ она делает под заказ. Работы под заказ – это основной показатель профессионализма и востребованности мастера.

Когда находишься в мастерской Сун Ли Фан, возникает желание научиться делать такие же вещи. От нее исходит такой авторитет, уверенность и, в то же время, доброжелательность. Это заряжает и увлекает. Хочется так же.


У Сун Ли Фан есть собственный каталог изделий. Тот чайник, работу над которым мы видели, находится в левом верхнем углу. Узнали?

Большое спасибо мастеру за объяснения и наглядную демонстрацию работы над чайником. Давайте все тихонечко поблагодарим Сун Ли Фан. Уверен, ей будет приятно.

И я еще смонтировал небольшое двухминутное видео о том, как работают над чайниками в различных мастерских. Я намеренно не стал накладывать музыку, чтобы передать все как есть. Смотрим!

Загрузка плеера