Размер имеет значение. Или почему посуда для китайского чая такая маленькая?

Размер имеет значение. Или почему посуда для китайского чая такая маленькая?

Итак, сегодня мы поговорим о том, почему же посуда для китайской чайной церемонии такая «возмутительно маленькая». Я периодически слышу фразы от своих русских друзей и знакомых, вроде: «Секундочку, это чашки или рюмки?» или «Это издевательство, я не буду пить чай из наперстков»… и т.д. Разумеется, подобные вещи говорят люди, не знакомые с китайской чайной культурой, и миниатюрность посуды для чайной церемонии их искренне удивляет.

А ведь действительно, должно же быть какое-то практическое объяснение этих объемов. Почему посуда для чайной церемонии такая маленькая? Я задал этот вопрос своим китайцам, которых считаю безусловными авторитетами в чайной теме, и получил разные ответы. Что ж, давайте по порядку.

Причина первая. Подчеркивающая. Каждому напитку соответствует определенный стиль посуды. Вы когда-нибудь об этом задумывались? Коньячные бокалы принципиально отличаются от водочных рюмок, в то время как кофейные чашки совершенно не похожи на стаканы для сока. В чем причина этих отличий? В том, что каждый вид посуды обязательно должен подчеркивать яркие стороны напитка, для него предназначенного. Разные напитки – отсюда разная форма и размер посуды.

Китайцы невероятно трепетно относятся к чаям. Они их ценят, любят, понимают и зачастую боготворят. В Китае чай - это не просто чай – это нечто большее. Нечто, что имеет не только материальную ценность, но и духовную. Каждый новый глоток чая несет, в понимании китайца, новые силы, спокойствие, гармонию и, кроме того, блаженство вкуса и аромата. Миниатюрность китайской чайной посуды подчеркивает ценность этого напитка. Такой уникальный напиток может подаваться лишь небольшими порциями. И иначе - никак.



Причина вторая. Медитативная. Ни для кого не секрет, что китайская чайная церемония - это своего рода медитация. Представьте, когда у вас что-то не ладится, вы расстроены или просто чертовски вымотаны, вы закрываетесь от внешнего мира в своем кабинете или на кухне. Зажигаете настольную лампу, достаете поднос, посуду и согреваете воду. Уже через несколько минут вы начинаете манипулировать с чашечками – вновь и вновь разливаете свежий чай по маленьким пиалочкам. Вновь и вновь смакуете аромат и вкус свежего чая. Каким-то волшебным образом эта манипуляция с миниатюрной посудой уводит от мрачных мыслей, заставляет переключиться и расслабляет. Чайная церемония полностью занимает ваши мысли и ваши руки. И внешний мир отступает на некоторое время.

Об этом с детства знает любой китаец. Об этом знают и те русские, которые практикуют чайную церемонию «по правилам». Об этом обязательно узнаете и вы, если попробуете хотя бы раз. Как бы скептически вы к этому ни относились, это работает.

Таким образом, миниатюрность чайной посуды настраивает вас на определенный неспешный лад, заставляет полностью сфокусироваться на самом процессе и выполняет некую медитативную роль. Надеюсь, я достаточно ясно выражаюсь, и вы меня понимаете.



Причина третья. Действо. Если китайская чайная церемония проводится в компании друзей – это всегда действо. Это не результат. Это процесс. Шумные разговоры, шутки, прибаутки, споры, обсуждения, анекдоты, последние новости и многое другое. Китайцы – великие коммуникаторы. Это самая общительная нация в мире. Всем остальным занятиям они предпочтут разговоры с друзьями и знакомыми. Чайное действо – как ось, некий стержень, вокруг которого всегда собираются люди.

Гуляя вечером по улочкам своего города, я неизменно каждые сто метров встречаю компании китайских старичков и тетушек, которые весело и бодро шумят вокруг чайных подносов. Они кипятят, ополаскивают, заваривают, разливают и опять заваривают, и опять разливают. Процесс безостановочный. Миниатюрные пиалки ходят по рукам – одна за другой, одна за другой. Эта многочасовая движуха может продолжаться до глубокого вечера. Именно чайная церемония в таком виде, в каком она есть, собирает вокруг себя гигантскую нацию.

Безусловно, чайная церемония выглядела бы как-то по-другому, если бы размер посуды был иным. Скорее всего, все бы напились чая из больших кружек и разошлись по домам.

Причина четвертая. Органолептическая. (И, на мой взгляд, самая важная). Честно сказать, меня самого несколько пугает слово «органолептическая». Но, если разобраться, в нем нет ничего такого сложного. В нашем случае органолептика – означает оценку чая на основе его аромата и вкуса. Так вот, вы никогда не сможете оценить всю полноту и игру вкуса чая, употребляя его из большой керамической кружки. Почему? Потому что каждая новая заварка чая в китайской чайной церемонии раскрывает какие-то новые вкусовые оттенки.

Я объясню. Как правило, одна семиграммовая порция качественного китайского чая выдерживает от шести до девяти заварок. При этом заварки должны быть быстрыми («залили-слили») и производиться в небольшом объеме гайвани или чайничка. Так вот, при этих условиях каждая новая заварка раскрывает определенные особенности аромата и вкуса чая. Если вы попробуете, то вы обязательно почувствуете, что первая заварка отличается от второй, вторая - от третьей, третья - от четвертой и так далее. Получается, что каждая новая заварка дарит вам какие-то новые вкусовые эмоции. При этом вкус чая от заварки к заварке меняется, но не ухудшается! И каждый раз вы пьете как будто чуточку другой напиток.

Именно это свойство китайского чая так ценится гурманами. Налейте дорогой качественный чай в двухсотграммовую кружку с Микки-маусом – и все. Привет! Прислушивайтесь - не прислушивайтесь, понять можно будет немногое.

Наверняка, если покопаться в истории китайской чайной традиции, можно найти еще какие-то объяснения миниатюрности посуды. Возможно, кто-то из читателей меня дополнит. Но, мне кажется, основные я перечислил.

Давайте резюмируем. Можно ли заваривать китайский чай в привычных нам, русским, больших чайниках и пить его из чашек с блюдечками? Безусловно. Можно. Мир не рухнет. В любом случае вы будете пить качественный напиток и получите удовольствие. Но имейте в виду, что из посуды такого калибра вы не сможете ощутить всю полноту и радугу вкусов и ароматов.

И если уж вы держите в руках по-настоящему хороший чай, то я категорически настаиваю на том, чтобы вы заварили его в миниатюрной посуде именно так, как это принято и как это делается на протяжении столетий в Китае.

Точно так же, если бы вы держали в руках бутылку хорошего французского коньяка за две тысячи евро, я бы настаивал на том, чтобы дегустировать его из коньячных бокалов, а не из этой самой кружки с Микки-маусом. Ну, вы понимаете, о чем я?

Каждому напитку – своя посуда. И китайскому чаю – тоже своя. Не нужно с этим спорить или приводить доводы в пользу «русской привычки». Но это нужно понять и принять. Как данность. В конце концов, именно это и называется чайной культурой.