Классификация чаев по цифрам. Или чем отличается Тегуаньинь 300 от Дахунпао 500

Классификация чаев по цифрам. Или чем отличается Тегуаньинь 300 от Дахунпао 500

Сегодняшний пост будет интересен тем, кто уже разбирается в китайских чаях, но знает еще не все. Сегодня мы поговорим о чайных цифрах и о классификации чаев по качеству. Наверняка, вы не раз встречали ценники с названиями китайских чаев и какими-то непонятными цифрами в конце. Например, Дахунпао 300, Дахунпао 500 и Дахунпао 700. Три этих чая могут стоять на одной полке магазина, при этом стоимость каждого из них может отличаться вдвое. Понятно, что эти цифры каким-то образом связаны с уровнем качества данного чая. Но вот, каким именно?

И тут мне нужно кое-что объяснить... Все дело в том, что в Китае при покупке чая продавец всегда предложит вам чай в разных ценовых категориях. Когда вы приходите в китайскую чайную и просите налить вам Дахунпао, вас обязательно спросят, насколько дорогой чай вы хотите попробовать сегодня. Ценовая вилка тут огромна. Самый простой Дахунпао обойдется вам в 250-300 юаней за 0.5 кг. Самый дорогой - 5000-7000 юаней за 0.5 кг. Есть люди, которые покупают и тот и другой чай. Поэтому есть и предложение. В любой чайной найдется несколько уровней качества в рамках одного сорта. На любой вкус и кошелек.



«К чему такие сложности?» - спросите вы. Подождите с вопросами, я потом отвечу на каждый из них, а мы пока идем дальше.

Та же самая ситуация с разными уровнями качества одного и того же сорта переносится и на чайные рынки. Те же самые правила работают и при оптовых закупках чая. Когда клиент приезжает в Китай закупать чай оптом, китайцы обязательно предложат ему «обычный», «хороший» и «очень хороший чай». Разумеется, это будут три разные цены. Какой из них выбрать – решает клиент.



Я сказал «три разные цены», хотя на самом деле их может быть значительно больше. Не обязательно три. Не так давно я держал в руках прайс-лист одной крупной китайской чайной корпорации, в котором каждый вид чая имел 9 различных уровней цен!

Но вернемся к нашей ситуации с цифрами. Чайные бизнесмены из России переносят китайскую схему торговли чаем на свой внутренний рынок. Они закупают все три сорта – «обычный», «хороший» и «очень хороший». И чтобы каким-то образом их ранжировать, присваивают им цифры. Это понятно и удобно. Теперь Дахунпао 300 отличается от Дахунпао 500 на тысячу рублей, а Дахунпао 500 отличается от Дахунпао 700 еще на две. Так они и стоЯт в витрине магазина.

В Китае подобных цифр в названиях чаев нет. В России – они есть. Почему? Потому что китайцы знают и понимают, что разная цена чая означает разное качество чая. Тут это воспринимается как нечто, само собой разумеющееся. А русскому человеку ментально сложно понять - как так, один и тот же товар с одним и тем же названием имеет несколько разных цен. В российском формате торговли обязательно должны быть разные названия и разные ценники. Это ни хорошо и ни плохо. Просто, так уж мы привыкли.

Так и появляются цифры. Они делают понятней процесс выбора китайского чая.

А сейчас - самое интересное! Фишка в том, что другая российская компания, которая тоже занимается продажей китайского чая в России, присваивает эти же самые цифры чаю с совершенно другим уровнем качества. А третья компания - вообще назначает своим чаям цифры 100, 150 и 200, четвертой компании нравится, когда много нулей, поэтому их чай имеет коэффициенты 1000, 5000 и 10000. А компания номер пять просто вводит буквы «А», «Б» и «С». Полный винегрет!

«Аааааааа!» - держатся за голову розничные покупатели, которые просто хотели попить китайского чаю. «Как во всем этом разобраться?»

Никак. Потому что в отношении чайных цифр на российском рынке - бардак. Единого стандарта не существует. И буквенный или цифровой коэффициент после названия чая – это не что иное, как субъективная оценка качества чая данным конкретным продавцом. Вы понимаете, о чем я?



Совершенно не означает, что если вы купили Тегуаньинь 300 у одного поставщика, то и у другого Тегуаньинь 300 будет точно таким же.

Я предвижу ваш вопрос: «Как же нам купить хороший чай, если эти цифры субъективны? Как мы можем быть уверены?» Ребята, я не знаю. Скорее всего, не можете. В Китае никто не покупает чай, не попробовав его. Прежде чем купить даже совсем немножко, вам обязательно его заварят и дадут продегустировать. В любом чайном магазине Китая это правило - без исключений.

В России нет такой традиции. Тут немного другая культура. «Хочешь - покупай, не хочешь – не покупай. Пробовать будешь дома». Поэтому единственный вариант – это доверять своему поставщику и верить, что он разбирается в предмете.

Я не против цифр. Нет. Я очень хорошо понимаю, откуда они берутся и какую функцию выполняют. Но я хочу донести, что подобные цифровые обозначения работают до тех пор, пока вы сравниваете чаи в рамках одного поставщика. Но они бессмысленны, если мы ведем речь о рынке чая в целом.

300, 500, 700, 1000 – это не эталон и не стандарт. Это просто цифры, обозначающие предполагаемый уровень качества.