Смола пуэра — кто ты?

Смола пуэра — кто ты?


Смола пуэра - что же это за такой диковинный продукт? Решив с эти разобраться, я открыл русский интернет. Из огромного количества статей я узнал, что это - чайный напиток, называется он смола пуэра, и что долгое время она была неотделима от процесса изготовления пуэра. На этом информация закончилась, а, значит, нужно было обращаться к китайцам.

Для начала давайте разберемся с названием. По китайски название продукта звучит как 茶膏 ЧаГао - первый иероглиф нам уже знаком - это чай, а вот второй означает пасту или крем. Таким образом, правильное название по-русски будет звучать как Чайная паста, а никак не Смола пуэра. Кстати, с появлением опиума в Китае иероглиф Гао получил новое значение - готовая опиумная паста. А ЧаГао приобрело новое обозначение - чайное масло для бросающих курить опиум. Но об этом чуть позже.
В первом письменном трактате о чае «Канон чая», написанным Лу Юем во времена династии Тан, говорится: «Чай имеет несметное число форм … Другие напоминают глину, мягкую и покорную, готовую к руке гончара и будут столь ясны и чисты, как будто профильтрованы через древесину…». Лу Юй выделяет чай, похожий на глину, в отдельную форму, что указывает на то, что уже в VIII веке чайная паста существовала как самостоятельный продукт.

Следующее печатное упоминание ЧаГао мы можем встретить в трактате Тао Гу — Мин Чуань Лу («Записи о чайных листьях раннего и позднего сбора»). В нем говорится, что мастера постигли искусство производства чайной пасты и, изготовив 8 штук, преподнесли их, перетянутых золотой нитью, Императору Царства Минь (сейчас провинция Фуцзянь). Эта строчка говорит нам о многом. Во-первых, это достоверное подтверждение существования чайной пасты, а, значит, ей уже более 1 000 лет, во-вторых, то, что паста была перетянута золотой нитью, говорит о ее ценности и дороговизне. Многие чайные специалисты в России считают, что на ценность пасты указывает тот факт, что Императору были преподнесены всего 8 штук. Тут я с ними не соглашусь. В Китае число 8 считалось счастливым, т.к. на кантонском диалекте звучало, как «процветание». Во времена династии Тан кантонский диалект был очень схож с государственным языком. Поэтому такое количество указывает скорее всего не на дороговизну, а на пожелание процветания.



Также очень любопытное упоминание чайной пасты встречается у Оуян Сю в «Новой истории династии Тан». Там также говорится о чайной пасте в качестве подношения Императору. Но еще любопытнее в этой книге раздел, посвященный чайному налогу. В нем говорится о том, что чай облагался большим налогом, и сумма взысканий увеличивалась с каждым годом все больше и больше. А мерой наказания при неуплате налога был не арест товара, а арест транспортного средства. Тем самым, чай выгружался на землю и под солнцем и дождем ждал, когда торговец оплатит налог. Зная бережливость и прагматизм китайцев, не это ли подтолкнуло их к активному производству чайной пасты? Ее проще было прятать и, соответственно, перевозить. К сожалению, исторических подтверждений этому нет. Тем не менее, чайная паста развивалась и достигла своей популярности во времена династии Сун. Кроме этого, благодаря странствующим монахам, она попала в Тибет и прочно там осела. Удобная в ношении и использовании, она полюбилась странствующими монахами и активно используется в храмах и по сей день.

Процесс производства был очень сложен и трудоемок, использовались листья с чайных деревьев, и при помощи прессов из них выдавливался сок. Далее его обрабатывали, и уже в твердом виде он поступал к Императору.

К сожалению, во время династии Мин, Император Чжу Юаньчжан издал указ, запрещающий производство прессованного чая, и повелел перейти на рассыпной. Вместе с этим законом остановилось производство чайной пасты.

Но с приходом к власти маньчжуров, вновь обретает популярность прессованный сильно ферментированный чай, а вместе с ним вновь появляется и чайная паста.
В отличие от пасты, произведенной во время династии Тан и Сун, она была более низкого качества, т.к. из-за утраченной технологии вместо отжима использовался метод длительной варки. Во время этого процесса из чайного листа вываривались почти все полезные вещества, и паста становилась «пустой». Благодаря Императору Цяньлуну технология изготовления чайной пасты опять вернулась к истокам — отжиму. Тем самым паста опять стала одной из полезнейших веществ.
Все чаще и чаще появляются упоминания о чайной пасте, а в 1765 году в «Компендиуме лекарственных веществ» мы видим самостоятельный продукт, который называется 普洱茶膏 — паста из чая пуэр. Так этот напиток обрел свое окончательное название. К сожалению, с угасанием маньчжурской империи исчез и этот прекрасный напиток. Пройдет почти 100 лет, прежде чем чайные мастера возобновят рецепт и производство.

Для изготовления 1 килограмма пасты уходит около 10 килограмм чайного листа. И только со старых деревьев. Из-за этого паста весьма дорога, и ее действительно производится немного. Сейчас пасту из чая пуэр готовят двумя способами. Первый используют частные чайные мастера, они собирают листья с чайного дерева и, сложив в котел, вываривают на протяжении 9 часов. По истечении этого времени в котле полностью исчезают листья, и остается только сильно концентрированная черная паста. Второй способ используется на заводах. Он аналогичен первому, но листья в котлах не варят, а жарят, таким образом, сохраняются все полезные вещества и свойства чая. Полученную пасту прессуют в плитки или маленькие ядрышки. Как и раньше, каждое ядрышко оборачивают в золотую бумагу.



Заваривать этот чай очень просто. Вы можете взять гайвань или стакан и заваривать проливами, пока кусочек полностью не растворится. Можно взять термос и залить пасту водой в соотношении 1 грамм на 1 литр воды. Вы можете использовать как кипяток, так и теплую воду. Чайная паста растворяется без остатка и дает яркий, прекрасный напиток с очень глубоким вкусом. Когда завариваешь в термосе, то из него идет такой приятный и уютный аромат. Здесь и запах костра, и тепло, и далекий аромат готовящейся еды. Такое ощущение, что за окном вечер, а ты сидишь в маленьком китайском кафе, где-то в деревне и все становиться не спешным, ясным и спокойным. Так действует паста из чая пуэр. Но помните, что это концентрированная польза. Не стоит пить пасту перед сном.



Как и пуэр, паста несет в себе прекрасные свойства. Она очищает организм, выводит шлаки и заряжает энергией. Не даром во время «опиумных войн» китайцы пастой лечили от опиумной зависимости. И сейчас при алкогольном отравлении — это первый помощник.

Вот такой получился древний чайный напиток. Заряд бодрости и взгляд в прошлое.

Источник Prochinatea.com