Зачем Владивостоку «открытое небо»?

Зачем Владивостоку «открытое небо»? 15.11.2011
Беспрецедентный для России режим «открытого неба» был введен Минтрансом для Владивостокского аэропорта на прошлой неделе. Вскоре многие иностранные авиаперевозчики после определенных процедур смогут остановиться здесь не только для дозаправки, но и для того, чтобы высадить или забрать пассажиров. Стоит ли ожидать, что в связи с приходом зарубежных компаний на дальневосточный сегмент авиарынка России существенно понизится стоимость существующих тарифов, появятся новые авиамаршруты или увеличится приток туристов из Китая, Южной Кореи в Приморье и ближние земли.

Что даст новый проект и зачем он был разработан – рассказывает Максим Четвериков, генеральный директор ОАО «Международный аэропорт Владивосток».

—  Что представляет собой проект «Открытое небо» и с чем связано его появление?

— В настоящее время регулярные воздушные сообщения между государствами устанавливаются и регламентируются на основе двусторонних межправительственных соглашений. Кроме того, каждое государство имеет собственный набор ограничений на международные полеты в рамках требований к оформлению таможенных и иммиграционных процедур. Получение прав на совершение полетов иностранными авиакомпаниями и определение набора таможенных и иммиграционных льгот для организации рейса  обычно требует значительного времени.

В международном воздушном праве коммерческие права подразделяются в зависимости от их объема на несколько категорий — так называемые «свободы воздуха». Всего различают восемь «свобод воздуха»:
  • Первая «свобода воздуха» — право авиаперевозчика осуществлять транзитный полет без посадки над территорией государства, предоставившего это право;
  • Вторая «свобода воздуха» — право авиаперевозчика  выполнять транзитный полет через иностранную территорию с посадкой в некоммерческих целях (то есть посадкой без принятия на борт или выгрузки пассажиров, груза или почты);
  • Третья и четвертая «свободы воздуха» обеспечивают выполнение авиаперевозок пассажиров, грузов и почты между странами-партнерами по соглашению о воздушном сообщении (из государства регистрации ВС на территорию иностранного государства и в обратном направлении);
  • Пятая «свобода воздуха» означает право авиаперевозчика  принимать по соглашению о воздушном сообщении на территории страны-партнера пассажиров, направляющихся на территорию третьего государства (третьи государства/страны, отличные от  государства регистрации перевозчика и страны аэропорта назначения), а также адресуемые туда же груз и почту,  и право авиаперевозчика  в стране-партнере по соглашению высаживать пассажиров и выгружать груз и почту, следующие с территории такого третьего государства;
  • Шестая «свобода воздуха» — право авиаперевозчика  осуществлять перевозки пассажиров, груза и почты между страной-партнером по соглашению и третьей страной в обоих направлениях через свою территорию;
  • Седьмая «свобода воздуха» — право авиаперевозчика  осуществлять авиаперевозки пассажиров, груза и почты между страной-партнером по соглашению и третьей страной в обоих направлениях, используя для этого воздушную линию, не проходящую над территорией своей собственной страны;
  • Восьмая «свобода воздуха» — или каботаж — право  иностранного авиаперевозчика на перевозки между пунктами, расположенными на территории одного итого же государства.
Получение того или иного объема «свобод воздуха» по соглашениям «open skies» означает доступ иностранного авиаперевозчика  в иностранный  аэропорт по упрощенным процедурам  согласования.

Необходимость получения Владивостоком статуса «открытого неба» продиктована задачами, предусмотренными федеральной стратегией в рамках программы «Развитие Владивостока как центра международного сотрудничества в АТР». Ее реализация подразумевает создание на базе ОАО «МАВ» крупного авиатранспортного узла, ориентированного на международные  авиаперевозки. С этой целью в аэропорту модернизируется инфраструктура, ведется работа по привлечению новых авиаперевозчиков, открытию новых маршрутов.

Однако ранее активному привлечению во Владивосток  иностранных перевозчиков  препятствовали ограничения межправительственных соглашений и ряд других факторов, суммировав которые специалисты пришли к мнению, что создание во Владивостоке крупного авиатранспортного узла возможно только при условии снятия таких ограничений.  В феврале 2011 года аэропортом был подготовлен соответствующий проект и направлен на рассмотрение председателю Совета директоров ОАО «МАВ». Далее руководство ОАО «МАШ» вело переговоры о возможности реализации проекта в Минтрансе РФ и Росавиации.  

3 ноября 2011 года руководством Минтранса РФ принято решение о снятии ограничений на полеты иностранных авиакомпаний в международный аэропорт Владивостока, включая полеты  по пятой «свободе воздуха» между Владивостоком  и пунктами на территории третьих стран. Об этом ОАО «МАВ» и Росавиацию уведомил официальным письмом директор департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса Владимир Тасун.

Принятое Минтрансом решение о снятии ограничений на полеты иностранных авиакомпаний в международный аэропорт Владивостока, включая полеты по пятой «свободе воздуха» между Владивостоком и пунктами на территории третьих стран, является первым шагом для реализации проекта «Открытое небо».

В целом  это очень масштабная и длительная работа. На данном этапе Минтранс выразил  готовность без ограничений  подтверждать полеты  во Владивосток иностранных  авиакомпаний, то есть третью и четвертую «свободы воздуха». Что касается пятой «свободы», предусматривающей коммерческие посадки воздушных судов иностранных авиакомпаний во Владивостоке, то здесь еще предстоит значительная работа как со стороны ОАО «МАВ», так и на уровне авиационных властей задействованных стран. Согласно обозначенного Минтрансом РФ порядка получения разрешения на полеты иностранным авиакомпаниям предлагается обратиться в авиационные власти своего государства с просьбой направить соответствующее обращение в Министерство транспорта РФ. После этого также предстоит согласование авиаперевозок между Владивостоком и пунктами в третьих странах с авиационными властями этих стран, от которых ожидается аналогичный либеральный подход по отношению к  российским авиакомпаниям.

Далее механизм реализации этого проекта предусматривает заключение между государствами соглашений «open skies», либо внесение изменений в существующие двусторонние соглашения о воздушном сообщении между Россией и странами АТР.

—  Есть ли предварительные договоренности с авиакомпаниями о выполнении новых рейсов с учетом ведущейся работы по снятию ограничений на международные авиаперевозки из Владивостока?


— В сентябре руководством аэропорта  утверждены маркетинговая и производственная стратегии  развития ОАО «МАВ» на 2012 год, которые включают в себя  модель расписания, план развития маршрутной сети аэропорта и график встреч с иностранными авиакомпаниями. Цель встреч — развитие авиасообщения азиатской части России с хабами АТР и расширение международной маршрутной сети аэропорта.

В настоящий момент на рассмотрении в департаменте государственной политики в области гражданской авиации Минтранса и в Росавиации находится  обращение ОАО «МАВ» о подтверждении ежедневных полетов Korean Air по маршруту Владивосток-Сеул и подтверждении увеличения частоты полетов S7 Airlines до 3 рейсов в неделю на линии Владивосток-Пекин.  

Кроме того,  ОАО «МАВ» сформировало  предложения для авиакомпаний  Китая, Южной Кореи, Вьетнама, Японии, Узбекистана, Тайваня и других стран. Иностранным авиакомпаниям предлагается рассмотреть выполнение рейсов из Владивостока в третьи страны, включая как полеты из страны перевозчика через Владивосток в третью страну, так и полеты из страны перевозчика через третью страну во Владивосток. ОАО «МАВ» рассчитывает, что в условиях снятия ограничений иностранные авиакомпании откроют такие новые направления как Тайвань, Филиппины, Индонезия, Малайзия, Индия, Австралия, США, Канада. Кроме того предполагается  значительное расширение частоты  и географии полетов в Китай, Японию, Корею, Сингапур, Вьетнам и Таиланд.

—   Приведет ли снятие ограничений на полеты во Владивосток иностранных авиакомпаний к повышению конкуренции между отечественными авиаперевозчиками и иностранными? Какой эффект это будет иметь для жителей Дальнего Востока?


— Безусловно, это приведет к повышению конкуренции на рынке международных авиаперевозок и существенному снижению тарифов на международных авиалиниях из Владивостока. Это,  в свою очередь, будет способствовать дальнейшему увеличению как прямого, так и трансферного пассажиропотока, и вызовет еще более интенсивное развитие маршрутной сети и повышение доступности авиаперевозок.

Снятие ограничений приведет не только к развитию авиаперевозок в туристическом и  деловом сегменте, но и обеспечит экономический рост и создание новых рабочих мест в авиационной и смежных сферах деятельности.

— Сулит ли новый режим резкий приток пассажиропотока?

— До конца 2012 года можно ожидать роста пассажиропотока в пределах 20-30% к существующему уровню. В 2013-2014 годах при условии удачной реализации всех этапов проекта «Открытое небо» (в т.ч. касающихся таможенного и иммиграционного оформления), можно ожидать роста в 1,5-2 раза.

При этом необходимо понимать, что на начальных этапах реализации проекта потребуется время для организации маршрутов и их «раскатки». Востребованность и популярность маршрутов будет зависеть от таких факторов как частота рейсов, удобство стыковок и т.д.

— Усилятся ли меры безопасности после введения режима «открытого неба»?

— Обеспечение авиационной безопасности регулируется Федеральными авиационными правилами (ФАП) РФ, требования которых едины для всех авиационных предприятий вне зависимости от статуса и уровня развития.

Меры авиационной безопасности, предпринимаемые ОАО «МАВ» в рамках ФАП,  соблюдаются в полном объеме. Что касается совершенствования методов соблюдения требований ФАП, они, безусловно,  будут совершенствоваться. В новом терминале будет установлено оборудование и технологии, которые позволять минимизировать неудобства пассажиров при прохождении процедур досмотра, повысить пропускную способность  досмотра багажа, повысить скорость принятия решений при угрозах актов незаконного вмешательства в деятельность предприятия.

—  Хватит ли ресурсов аэропорта (выходов на посадку, мест в залах ожидания, оборудования, техники и прочего) для работы в условиях возросшего пассажиропотока?


—  Модернизация аэровокзального комплекса и аэродромной инфраструктуры, которая ведется с 2009 года, изначально была рассчитана на функционирование на ее базе крупного авиатранспортного узла, ориентированного на развитие международных маршрутов. Проект нового терминала соответствует стандарту «С» в соответствии с классификацией, принятой в руководстве ИАТА для проектирования (Airport Terminal Reference Manual 8 th Edition, April 1995 ИАТА). Аэровокзальный комплекс, на базе которого будет реализовываться проект «Открытое небо», учитывает необходимость  применения современных транзитных технологий, а также увеличение пропускной способности до 1360 человек в час или 3,5 млн пассажиров год.

Под транзитными технологиями следует понимать как методы формирования расписания (т.н. хабовое расписание), так и уровень организации инфраструктуры, которая даст возможность пассажирам с комфортом ожидать своих стыковок, авиакомпаниям –  получать технологически быстрое и качественное обслуживание воздушных судов.

Параллельно с работой по расширению маршрутной сети, в рамках которой был разработан проект «Открытое небо», ОАО «МАВ» уже в течение  практически трех лет реализует инвестиционные проекты, направленные на развитие производства: приобретается специальная аэродромная  техника, совершенствуются технологии обслуживания пассажиров и авиакомпаний, обучается персонал. За 2010-2011 годы объем  инвестиций в развитие производственного комплекса за счет собственных и привлеченных средств превысил 300 млн рублей.

Наращивание пассажиропока будет вестись с учетом пропускной способности инфраструктуры. Пассажиропоток в 3 млн. в год аэропорт Владивостока будет готов обслуживать уже во втором полугодии 2012 года. При дальнейшем росте пассажиропотока объекты новой инфраструктуры могут быть дооснащены оборудованием  и расширены до пропускной способности в 5 млн. пассажиров в год.

Источник: Visitchina.ru, автор: Наталья Шолик.

Ответы следующих респондентов, сотрудников аэроагентств, авиакомпаний и турфирм, по данному вопросу читайте в новостях от Visitchina.ru.


Вернуться в список

Отзывы:

Выберите удобную для вас форму комментариев:
 

Всего комментариев 5

1
16.11.2011 01:26:15
Константин Ягодин
Хорошая новость! Надеюсь что это нововведение через некоторое время после торжественного перерезания ленточки на открытии аэропорта, действительно понизит стоимость авиабилетов за счет появления новых авиаперевозчиков и появившейся конкуренции!
1
16.11.2011 01:48:39
Shum
Если Владивосток получит доступное и удобное международное сообщение с соседними странами, будет круто. Правда судя по всему, программа реализуется еще не скоро, за 3-4 года.
0
16.11.2011 12:18:49
Наталья Шолик
А мне ролик очень понравился. Может, действительно, Владивосток вскоре станет известным и посещаемым городом, популярным у туристов мира, крупным транспортным узлом...Пока непонятно. Но очень хочется, что бы так и было.
0
16.11.2011 19:38:23
red17
Классная новость!!! Я не однократно летал в Канаду и США, каждый раз мне необходимо было сращивать рейсы через Пекин и Сеул, а это дополнительное "плечо" как по времени так и по затратам.
Надеюсь теперь появятся прямые рейсы в эти страны по приемлемой цене.
0
20.11.2011 20:09:48
Дмитрий
Если у руководителей есть потенциал и терпение в воплощение этого проекта, то будем ждать снижение цен. Но на сегодняшний момент, хотелось бы в первую очередь снизить перелёт по России на Запад.

Чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться


Уважаемые пользователи туристического портала о Китае — VISITCHINA.RU — в комментариях запрещено размещение сообщений, содержащих заведомо ложную информацию, клевету, нецензурные оскорбления в адрес кого-либо, способствующих разжиганию религиозной, расовой и национальной розни, призывающих к экстремистской деятельности. Все подобные сообщения будут удаляться администрацией сайта. Будьте взаимно вежливы и уважайте мнение друг друга. Спасибо за понимание.